Статья опубликована в № 3644 от 04.08.2014 под заголовком: Сечин выиграл у Forbes

Сечин выиграл у Forbes

Оценка доходов президента «Роснефти» Игоря Сечина и информация, что кредит на покупку акций «Роснефти» ему выдал Газпромбанк, порочат честь, достоинство и деловую репутацию. Так решил Савеловский суд Москвы, удовлетворив иск Сечина к журналу Forbes
Реальный размер компенсации Сечина так и остался тайной
И. Соколовская / PhotoXpress
Против практики. Федор Кравченко

управляющий партнер Коллегии юристов СМИ. «Решение противоречит судебной практике в России за последние 15 лет. Как правило, если истец указывает, что опубликованные данные порочат его честь и достоинство, то он в суде должен указать истинный размер заработной платы. То, что представителям Сечина удалось доказать то, что доходы на уровне $50 млн порочат его честь и достоинство, выглядит странно».

Савеловский суд Москвы 1 августа удовлетворил иск Сечина к издателю русской версии журнала Forbes ЗАО «Аксель Шпрингер Раша», четверым журналистам издания и к газете «Комсомольская правда» о защите чести и достоинства. Суд обязал издания опубликовать опровержения в журнале и на сайте и удалить с портала изданий сведения. Материальных претензий Сечин не предъявлял.

Иск был подан в мае 2014 г. и касался статей «Последний конкистадор: как Игорь Сечин ведет борьбу за нефтяное господство», «Государева щедрость» и рэнкинга «25 самых дорогих руководителей компаний». Эти материалы были опубликованы в печатной версии журнала Forbes в декабре 2013 г., на сайте издания, а также перепечатаны на сайте «Комсомольской правды» (позднее она сняла материалы со своего сайта).

Сечин, по версии Forbes, возглавил рэнкинг самых высокооплачиваемых топ-менеджеров: его вознаграждение эксперты оценили в $50 млн (или порядка 17% от совокупного дохода руководителей «Роснефти»). В пояснении к рэнкингу журнал указывает: «Изучив официальную отчетность компаний, опросив более 10 консультантов по подбору менеджеров высшего звена, используя информацию источников, мы получили экспертную оценку компенсаций СЕО». В «Роснефти», пишет журнал, «самый большой рост» [компенсаций]: «топ-менеджеры заработали за 2012 г. в 2 раза больше, чем за 2011-й ($293 млн против $150 млн)». Ссылка на оценку вознаграждения Сечина приводится и в нескольких материалах журнала. В статье «Последний конкистадор» упомянуто, что Сечин приобрел 0,0849% акций «Роснефти», «для сделки президенту пришлось «частично» привлечь кредит» и что «заем предоставил Газпромбанк».

В иске Сечин просил признать не соответствующими действительности и порочащими его деловую репутацию информацию о возможном размере его компенсации, сведения об источнике финансирования покупки акций «Роснефти» и содержащиеся в материалах комментарии о возможной взаимосвязи между его высказываниями и динамикой котировок ТНК-BP. В исковых документах представители истца ссылаются на то, что якобы оценка Forbes является «утверждением о получении истцом «сверхдоходов», а публикация таких сведений, включение Сечина в рэнкинг самых дорогих топ-менеджеров и сравнение его доходов с доходами всех топ-менеджеров самой «Роснефти» и руководства публичных нефтяных компаний - формированием порочащего характера таких сведений. Представители Forbes в суде указывали, что для расчета возможной компенсации Сечина они опросили 12 консалтинговых агентств по специальной методике. Кроме того, они указывали, что рассчитали доходы и других топ-менеджеров, некоторые из них позднее опубликовали данные о доходах и они оказались очень близки к данным Forbes.

Другой претензией было то, что Сечин мог привлечь кредит на покупку акций «Роснефти» от Газпромбанка. Это, по мнению истца, создает впечатление, что он, пользуясь своим положением, «в личных целях использует денежные средства сторонних организаций», а это противоречит закону, принципам корпоративного управления и деловой этики. В ходе заседания представители Сечина оспаривали возможность привлечения кредита от Газпромбанка, а не сам факт его привлечения. В каком банке был взят кредит на покупку этих акций, в ходе заседания сказано не было. Ничего противозаконного в том, чтобы взять кредит в связанных структурах, нет, настаивали представители Forbes и ссылались на примеры, когда сотрудники банков получают в них кредиты на льготных условиях.

Наконец, вызвав специалиста - ведущего аналитика компании FIBO Group Василия Якимкина, представители Сечина оспаривали комментарии о возможном манипулировании рынком и утверждали, что такое манипулирование было бы уголовно наказуемым и эти сведения тоже порочат честь и достоинство Сечина. Якимкин пришел к выводу, что между высказываниями Сечина и падением котировок нет прямой связи, а на снижение стоимости бумаг могли оказать влияние и другие события, в частности нестабильность на рынке. Представители Forbes отвечали, что котировки «Роснефти» упали в те дни ниже рынка, в заключении специалиста «нет оценки чувствительности поведения акций «ТНК-BP холдинга» на заявления истца по поводу политики компании по отношению к миноритарным акционерам», а миноритарии ТНК-BP письменно жаловались в РСПП на падение стоимости их пакетов после заявлений Сечина. Кроме того, представители журнала приобщили к делу обзоры нескольких инвестбанков, в том числе Сбербанка, Альфа-банка, «Уралсиба», в которых, по словам ответчиков, проводятся параллели между падением акций и высказываниями Сечина.

В «Аксель Шпрингер Раша» обещают обжаловать решение. «Я разочарована решением суда, поскольку у меня всегда была твердая вера в справедливость российской судебной системы <...> Это принципиальный вопрос открытости и справедливости судебной системы», - приводятся в сообщении издательского дома слова Регины фон Флемминг, гендиректора «Аксель Шпрингер Раша». Дело, по ее словам, «уже не в Игоре Ивановиче Сечине и компании «Роснефть»: «Сейчас речь идет о трате средств налогоплательщиков и судьбе независимой журналистики».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать