Статья опубликована в № 3781 от 02.03.2015 под заголовком: Конвенция вернется

Путин поручил восстановить действие конвенции о дорожных перевозках

Из-за ФТС логистика в России подорожала. Но как будет восстановлена конвенция – пока не ясно
  • Маргарита Лютова
А.Махонин / Ведомости

Президент Владимир Путин поручил «обеспечить непрерывное действие» Таможенной конвенции о международных дорожных перевозках (конвенция TIR). Текст поручений опубликован на сайте Кремля.

Конвенцию TIR под эгидой экономической комиссии ООН подписало 68 стран, включая Россию. Для упрощения таможенных процедур при перевозках грузов между этими странами в качестве обеспечения таможенных платежей используются книжки TIR. Талоны в них выполняют роль финансовой гарантии, гарант – авторизованное Международным союзом автомобильного транспорта (IRU) национальное объединение. В России это Ассоциация международных автоперевозчиков (АСМАП).

В июле 2013 г. Федеральная таможенная служба (ФТС) в письме сообщила, что АСМАП не справляется с обязанностями, и объявила, что теперь при предъявлении книжки TIR потребуются дополнительные гарантии – например, банковская, поручительство или залог. ФТС также предупредила, что планирует расторгнуть соглашение с АСМАП и выбрать на конкурсе новое гарантирующее объединение.

Поручения президента предписывают выполнять соглашение с АСМАП до определения нового гарантирующего объединения, оно должно быть выбрано к июню. Кто может заменить АСМАП – не известно, рассуждает член ассоциации: возможно, речь просто пойдет о заключении соглашения на новых условиях, например с большими гарантиями. У IRU претензий к АСМАП не было, не раз говорили представители союза.

Решения ФТС по книжкам TIR закреплены лишь в письмах службы, нет нормативных актов, не было межведомственных согласований, вспоминает чиновник: вопрос стал обсуждаться в правительстве после обращений перевозчиков и IRU.

Позицию АСМАП поддержал Высший арбитражный суд (ВАС) и признал письма ФТС недействительными. Но перевозчикам это не помогло: уже после решения ВАС таможня начала «эксперимент» – стала требовать дополнительные гарантии к книжкам TIR.

Лишь на нескольких пунктах пропуска принимаются книжки TIR без дополнительных гарантий, рассказывает один из перевозчиков. Что будет после поручений президента – пока не понятно, продолжает он: ФТС не объявляет, когда и как начнет принимать книжки. Представитель ФТС на запрос «Ведомостей» не ответил, представитель АСМАП от комментариев отказался.

Стоимость перевозок возросла из-за дополнительных гарантий: помимо книжки TIR, которая стоит около $100, нужно заплатить в среднем 1800 руб. за гарантию национального образца и еще свыше 2000 руб. за процедуры выпуска и регистрации. Спрос на услуги перевозчиков и так падает, а неопределенность с книжками TIR лишь ухудшает ситуацию, заключает логист крупной компании.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать