Статья опубликована в № 3781 от 02.03.2015 под заголовком: PepsiCo законсервировала сок

PepsiCo закрывает завод в России

Модернизировать его под возросшие госстандарты оказалось невыгодно
  • Мария Кунле
Часть производственных линий PepsiCo переедет из Раменского в Липецк
Валерий Морев / ТАСС

В июне 2015 г. американская корпорация PepsiCo закроет завод в подмосковном Раменском, рассказал «Ведомостям» представитель компании. Этот завод производит соки и нектары («J7», «Любимый сад», «Любимый сад с витаминами», «100% Gold Premium», «Gold Classic», «Здрайверы», «J7 актив», «Фруктовый сад», «Я»), после его остановки эти линии будут частично перенесены на завод PepsiCo в Липецке («Лебедянский»). Он станет ключевой для PepsiCo площадкой по производству соков в России.

Пока завод в Раменском будет только законсервирован, компания не исключает, что в дальнейшем еще вернется к его эксплуатации. Правда, специализация может измениться – площадка, возможно, переключится на производство молочной и другой продукции, но случится ли это – вопрос пока открытый, говорит представитель PepsiCo.

На заводе в Раменском работает около 400 человек. Какую часть сотрудников придется сократить, представитель компании не сообщил. Тем, кто останется, предложат перевестись на другие предприятия. Какие затраты понесет PepsiCo в связи с закрытием завода и сколько она рассчитывает сэкономить, компания также не раскрывает. После консервации завода в Раменском у PepsiCo остается в России около 30 предприятий, но производством сока будут заниматься только два завода – в Липецке и под Новосибирском.

Главный исполнительный директор PepsiCo Индра Нуйи еще 11 февраля 2015 г. сообщала инвесторам во время телефонной конференции, что компания намерена реструктурировать российский бизнес и затянуть пояса. Как именно это будет происходить, представители PepsiCo тогда не уточняли.

В 2014 г. российский вклад в выручку PepsiCo снизился на 10,1% до $4,414 млрд. Но целевые показатели Европейского региона, к которому относится и Россия, достигнуты, утверждает представитель компании. Российский рынок соков испытывает сложности уже последние 5–6 лет, говорит он, и тем не менее у этого рынка сохраняется потенциал роста: потребление на душу населения в России ниже среднеевропейского уровня. С этим согласны эксперты Euromonitor International; по их данным, в 2013 г. потребление сока в России увеличилось на 1% и составило 21 л на душу населения.

С 1 января 2015 г. действуют поправки в закон о водоснабжении и водоотведении: отныне все крупные промышленные предприятия обязаны либо устанавливать собственные локальные системы очистки стоков, либо платить повышенную таксу за сброс, напоминает сотрудник крупной компании, выпускающей продукты питания. Еще в 2013 г. Нуйи предупреждала, что эти изменения российского законодательства затронут «тысячи предприятий». Завод в Раменском был построен в 1982 г. как молочный комбинат и на нем требовалось установить очистные сооружения, знает сотрудник производителя продуктов питания. По его мнению, PepsiCo могла отдать предпочтение «Лебедянскому» с учетом его более современной, чем у Раменского завода, инфраструктуры. В 2014 г. PepsiCo инвестировала в липецкую площадку 260 млн руб., это более половины общей стоимости проекта, реализованного городской администрацией, подтверждает представитель PepsiCo.

PepsiCo не единственный производитель соков, которому пришлось закрывать заводы в России. Coca-Cola еще в июне 2014 г. остановила производство на заводах «Нидан» в Московской области и Новосибирске. Убытки от реструктуризации бизнеса в России составили $2 млн, сообщала компания в отчете за III квартал 2014 г. С трудностями столкнулись и «Сады Придонья»: в декабре 2014 г. компания вынуждена была приостановить отгрузки в розничные сети из-за неопределенности с курсом доллара: компания работает на импортном оборудовании и закупает за границей соковые концентраты. «Очаково» же, наоборот, считает соковое направление перспективным: с конца 2014 г. оно разливает соки «Джустим» и Goodini и уже инвестировало в это производство 250 млн руб.