Статья опубликована в № 3781 от 02.03.2015 под заголовком: Из магазина с пустым кошельком

В 2015 году российские семьи потратят на продовольствие более 50% бюджетов

Такой прогноз дают аналитики «ВТБ капитала»

  • Наталья Ищенко
Е.Егоров / Ведомости

Подорожание продовольствия и сокращение доходов россиян приведут к тому, что по итогам 2015 г. расходы на покупку продуктов питания составят 50–55% всех трат российских домохозяйств – такой прогноз делают аналитики «ВТБ капитала» в обзоре российского продовольственного ритейла. Осенью 2014 г. на еду уходило около 36% бюджета средней российской семьи, но к концу года доля продовольствия в семейных расходах начала расти, так что по итогам всего года вышло уже 40%. Так резко этот показатель не рос даже в кризис 2008–2009 гг. (см. график).

В феврале 2015 г., по мнению аналитиков «ВТБ капитала», Россия прошла пик продовольственной инфляции (21,8–22% в годовом выражении). Во II квартале, по их прогнозу, валютные курсы начнут стабилизироваться и производственный спад станет тормозить инфляцию, так что по итогам всего 2015 г. цены на продовольствие вырастут только на 9,6%.

Но и такой рост цен увеличит долю продовольствия в корзине потребительских расходов россиян, тем более что их реальные доходы сокращаются. В январе они уменьшились на 8% к тому же периоду 2014 г., а за весь 2015 г., по прогнозу «ВТБ капитала», снижение составит 6,8%. А значит, не миновать и сокращения трат – как продовольственных, так и непродовольственных, уверены аналитики инвестбанка.

Это уже и происходит, свидетельствуют данные Росстата. Оборот розничной торговли в России сократился в январе 2015 г. на 4,4% (год к году) – впервые с кризисного 2009 года. Продажи продуктов питания снизились на 5,5%, непродовольственных товаров – на 3,5%. Особенно сокращается спрос в региональных розничных сетях и несетевой рознице, отмечали ранее аналитики: у крупных участников рынка ниже издержки, а значит, больше возможностей конкурировать по цене.

В московских магазинах Spar потребление (в физическом выражении) сократилось в первые два месяца этого года примерно на 10% год к году, говорит гендиректор «Спар ритейла» Максим Гришаков. Особенно сократились, по его словам, продажи фруктов, овощей, алкоголя (в основном за счет вина и импортного пива), сыров, йогуртов. По итогам года потребление в московской сети Spar снизится на те же 10%, а цены вырастут примерно на 20%, ожидает Гришаков.

В целом российские семьи купят в этом году на 8,5% меньше товаров, чем в прошлом, считают аналитики «ВТБ капитала». Но для крупнейших продовольственных ритейлеров 2015 год может оказаться удачным, не исключают они, ситуация способствует консолидации участников рынка. В частности, его лидер – сеть «Магнит» сможет нарастить долю рынка по выручке на 1,6 п. п. до 8,9%, а X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») – на 0,4 п. п. до 6,5%, прогнозируют они.

Все не первоочередные статьи расходов попадут под сокращение, уверены опрошенные «Ведомостями» эксперты. Розничные продажи одежды, обуви и аксессуаров могут сократиться на 25–30%, считает гендиректор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс. В прошлом году, по оценке ее компании, на одежду, обувь и аксессуары россияне потратили 2,252 трлн руб. (на 8% меньше, чем годом ранее). В среднем ценовом сегменте продажи упадут на 35–45%, в высоком – на 15–25%, в нижнем – на 10–15%, ожидает Лебсак-Клейманс; станет меньше крупных покупок, таких как верхняя одежда, меха.

Магазины бытовой техники и электроники пережили ажиотажный спрос в декабре 2014 г., а что будет в этом году, их представители предположить затруднились. «После нескольких недель падения в январе сейчас мы снова видим рост, но будет ли он устойчивым, можно будет сказать только после I квартала», – говорит сотрудник одного из ритейлеров. На рынке тяжелая ситуация, некоторые его участники будут вынуждены уйти, предрекал в прошлую пятницу основной акционер сети «Эльдорадо» – чешская PPF Group.

Аналитическая компания GfK Rus тоже не спешит делать прогнозы по рынку бытовой техники и электроники, но роста в натуральном выражении «мы не ждем», осторожна ее представитель Наталья Моржова. Продажи новых легковых автомобилей в 2015 г. (без учета легких коммерческих) сократятся на 35% до 1,52 млн, прогнозирует PwC.