Авторынок въедет в 2003 год

Российский авторынок ждет затяжной кризис/ А. Махонин/ Ведомости

В 2015 г. продажи новых автомобилей (без учета легкого коммерческого транспорта, LCV) сократятся по сравнению с прошлым годом на 42% до 1,35 млн шт. Такие расчеты представил директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков на конференции «Автомобильный рынок России. Итоги и прогнозы – 2015». У аналитического агентства есть также оптимистичный прогноз, предполагающий снижение продаж на 30% до 1,64 млн шт. «Скорее всего, рынок будет развиваться по шоковому сценарию», – говорит Целиков: падение в 2,2 раза до 1,06 млн шт.

Прогноз «Автостата» предполагает, что продажи по итогам 2015 г. будут даже ниже показателей 12-летней давности (подробнее см. график).

Подобные ожидания пессимистичнее прогноза Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ): по итогам года рынок сократится на 24% до 1,89 млн шт. (с учетом LCV). По данным АЕБ, особенно плохие продажи будут в первом полугодии: валютная паника сместила спрос на ноябрь – декабрь 2014 г. Данные АЕБ всегда оптимистичнее, чем реальная ситуация на рынке, отмечают топ-менеджеры двух дилерских холдингов. Так, по их словам, в январе ассоциация сообщила о сокращении продаж на 24%, но эти цифры включали в себя контрактовку декабря, когда на рынке был ажиотаж. Они ожидают падения рынка в феврале на 40–45%.

В прошлом году, по данным «Автостата», российский авторынок (с учетом LCV) упал на 10,3% до 2,49 млн шт. Это не позволило России сохранить 7-е место в рейтинге стран по количеству проданных автомобилей, указывает Целиков. По его оценкам, в 2015 г. Россия может выбыть из десятки лидеров. В целом глобальный рынок, по подсчетам агентства, за 2014 г. вырос на 3,4% до 87 млн шт., т. е. на Россию пришлось 2,9% мирового рынка.

На рынке намечается две тенденции: увеличится срок владения автомобилем, который раньше составлял в среднем 4,5 года, а потребители начнут пересаживаться на автомобили классом ниже, чем владели до этого, рассуждает Целиков. С ним соглашается вице-президент ассоциации «Российские автодилеры» Олег Мосеев: на продажи влияют общая экономическая ситуация, снижение реальных доходов, повышение цен на автомобили, резкое снижение кредитных сделок и переориентация на автомобили с пробегом. Текущий год он называет «самым тяжелым за всю историю российского авторынка».

Спасением для дилеров могут стать продажи подержанных автомобилей, считает гендиректор «Транстехсервиса» Вячеслав Зубарев. Но и здесь рынок ждет сокращение – на 28% до 4,42 млн автомобилей, делится Мосеев оптимистичными расчетами. Его оценка относительно продаж новых автомобилей в 2015 г. близка к прогнозу «Автостата»: минус 41% до 1,38 млн шт., если будет запущена программа льготного автокредитования. Если нет – падение ускорится до 50,6%, говорит Мосеев. Сейчас условия программы находятся на согласовании в Минпромторге. На нее может быть выделено около 10 млрд руб., знают два участника, близких к обсуждению идеи. Другая мера стимулирования авторынка – программа поддержки лизинга для физических лиц. Обе могут быть запущены уже со II квартала 2015 г., говорят собеседники «Ведомостей».

Из мер, направленных на увеличение продаж, сейчас работает только программа обновления автопарка, на нее выделено 10 млрд руб. Она предполагает скидку от 40 000 до 350 000 руб. на покупку нового автомобиля в зависимости от типа транспортного средства и схемы сдачи старой машины – в утилизацию или по схеме trade-in. Но она неэффективна, утверждает топ-менеджер одной из дилерских компаний, ссылаясь на данные Минпромторга: за первые два месяца 2015 г. с момента запуска по программе реализовано всего 16 013 автомобилей, или немногим более 10% январских продаж.