«Лукойл» остановит нефтеперерабатывающий завод в Ухте

Налоговый маневр правительства снизил и без того невысокую доходность предприятия
Бизнес старого Ухтинского НПЗ подкосили новые экологические нормы для судов в Балтийском море/ Сергей Петров/ ТАСС

«Лукойл» остановит работу НПЗ в Ухте (мощность – 3,6 млн т, Республика Коми) из-за его низкой доходности, заявил Reuters совладелец нефтяной компании Леонид Федун. В презентации к финансовому отчету «Лукойла» за 2014 г. сказано, что Ухтинский НПЗ – самый простой из российских заводов компании и потому менее других адаптирован к росту экспортной пошлины на мазут (см. график). У «Лукойла» еще три НПЗ в России – Волгоградский, Нижегородский и Пермский. В 2014 г. переработка на всех четырех НПЗ «Лукойла» в России составила 43,7 млн т (-0,7% к 2013 г.).

Падение цены на нефть и налоговый маневр сделали Ухтинский НПЗ малоэффективным, поэтому часть стоимости завода – $114 млн – списана, объяснил Федун на телефонной конференции для инвесторов и сообщил, что завод будет запускаться при дорогой нефти или дефиците на локальном рынке.

Когда может быть остановлен завод, представитель «Лукойла» не сказал. Представитель Минэнерго отказался от комментариев.

Ухтинский НПЗ введен в эксплуатацию в 1934 г., в 1999 г. вошел в состав «Лукойла». Сырье получает по нефтепроводу Уса – Ухта с месторождений, которые разрабатывает «дочка» «Лукойла» – «Лукойл-Коми» (добыча в 2014 г. – 15,3 млн т.).

Нефть, которая шла на НПЗ, «дочка» «Лукойла» скорее всего отправит в порт Варандей (проектная мощность – 12 млн т, перевалка в 2014 г. – 5,1 млн т), для этого есть нефтепроводы, считает аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук. В 2012 г. «Лукойл» построил трубу Харьяга – Южное Хыльчую и первый вице-президент компании Равиль Маганов объяснял: «Не дай бог что случится на магистралях Уса – Ухта или Ухта – Ярославль – мы сможем давать на Варандейский терминал до 4,7 млн т, не останавливая работы месторождений».

Налоговый маневр, который начал действовать с января 2015 г., должен стимулировать выпуск светлых нефтепродуктов; неэффективным НПЗ придется закрыться. Маневр предполагает поэтапное снижение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты и повышение ставки налога на добычу полезных ископаемых. При цене нефти $47 средневзвешенная маржа российских НПЗ снизилась с $7,7 за баррель до $1,4, а маневр снизил ее вообще до $0,3, подсчитали эксперты Vygon Consulting.

Сейчас в России около 200 НПЗ, крупных – три десятка. Минэнерго ожидало сильного снижения рентабельности на Киришском НПЗ «Сургутнефтегаза», Орском НПЗ «Русснефти» и Комсомольском, Рязанском, Саратовском и Ачинском НПЗ «Роснефти». Минфин опасался за Киришский, Орский, Саратовский и Ухтинский НПЗ, рассказывал чиновник министерства.

Представители «Роснефти», «Газпром нефти» и «Русснефти» не ответили на запрос, представитель «Сургутнефтегаза» отказался от комментариев. В «Башнефти» не думают закрывать НПЗ.

Директор Small Letters Виталий Крюков считает, что в первую очередь закрываться будут небольшие независимые НПЗ, у которых нет средств на модернизацию, а крупные НПЗ могут нести убытки: «Но до остановок дело не дойдет».

Помимо налогового маневра положение Ухтинского НПЗ ухудшили новые международные правила для морских судов, действующие с 2015 г., полагают эксперты Thomson Reuters Kortes: содержание серы в топливе не должно превышать 0,1%, а в мазуте Ухтинского НПЗ оно 1,5%. На балтийский рынок Ухтинский НПЗ поставлял более половины своей продукции, в основном темные нефтепродукты.

По общему мнению экспертов, не стоит ожидать серьезного дефицита бензина на внутреннем рынке из-за остановки Ухтинского НПЗ. Но вырастет спрос на продукцию Ярославского НПЗ, считает директор по развитию бизнеса независимого агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов. Бензин и дизельное топливо Ухтинского НПЗ поставлялись кроме Республики Коми в Ленинградскую, Волгоградскую, Архангельскую и другие близлежащие области. В 2014 г. завод произвел 469 700 т бензина, 1,1 млн т дизоплива, 1,3 млн т мазута (данные ЦДУ ТЭК приводит «Интерфакс»).

По данным Минэнерго, вся отгрузка бензина на внутренний рынок в прошлом году составила 34,3 млн т, дизтоплива – 31,8 млн т.