Оппозиция хочет следить за ходом расследования убийства Бориса Немцова

Власть в таком сотрудничестве пока не заинтересована, полагает эксперт
Соратники Бориса Немцова хотят знать, как расследуется его убийство/ А. Гордеев/ Ведомости

Оппозиционеры могут обратиться к президенту с требованием допустить их к наблюдению за расследованием убийства Бориса Немцова, сообщил «Ведомостям» экс-депутат Госдумы Геннадий Гудков: «Мы предложили создать контактную группу, которая будет регулярно встречаться с руководством Следственного комитета и обсуждать ход расследования, потому что мы опасаемся за свою судьбу и хотим, чтобы следствие было объективным». Гудков предлагает написать письмо президенту, чтобы тот дал поручение руководству СКР. По словам Гудкова, они готовы получать информацию, не содержащую следственной тайны.

Председатель московского отделения «РПР-Парнаса» Илья Яшин согласен, что требовать доступа к расследованию необходимо, чтобы давать оценку версиям и не допустить политических спекуляций: «Было предложено написать письмо Путину, но этого не одобрил бы сам Немцов». «Немцов, может быть, и не одобрил бы, но мы хотим знать, как идет расследование его убийства», – парирует Гудков.

Сопредседатель «РПР-Парнаса» Михаил Касьянов подчеркивает, что пока следствие ничего вразумительного не сказало: «Слова Путина на коллегии МВД – хороший признак, что что-то будет делаться, но нет уверенности в том, что дело не будут саботировать». Бывший сопредседатель «РПР-Парнаса» Владимир Рыжков готов подписать письмо. Председатель «Яблока» Сергей Митрохин говорит, что Гудков предлагал ему войти в контактную группу, но он отказался, поскольку считает, что там нужны люди, знакомые с технологией следствия: бывшие силовики, как Гудков, или журналисты с опытом расследования. Было бы правильно допустить к наблюдению за ходом расследования кого-то из оппозиции, полагает лидер московского отделения Партии прогресса Николай Ляскин. Его однопартиец Леонид Волков, напротив, уверен, что «просить «убийцу» допустить оппозицию до расследования убийства» глупо. Получить комментарии Алексея Навального вчера не удалось – он выходит из спецприемника, где отсидел 15 суток, сегодня утром.

В СКР «Ведомостям» сказали, что любое обращение, которое к ним поступит, должно быть рассмотрено.

Депутаты Госдумы вмешиваться в ход расследования не намерены. В среду депутат Дмитрий Гудков предложил провести парламентское расследование убийства Немцова, но поддержки не получил. Вадим Соловьев (КПРФ) сообщил, что коммунисты могут поддержать идею такого расследования, но не на этом этапе: «Будем смотреть, как пойдет следствие. Если оно будет затягиваться, подготовим запрос». ЛДПР, по словам члена фракции Михаила Дегтярева, инициативу Гудкова не поддержит, поскольку ведется следствие. «На данном этапе рано говорить об этом, парламентское расследование мало на что влияет», – согласен эсер Валерий Гартунг. А зампред фракции «Единая Россия» Николай Булаев напоминает, что по закону о статусе депутатов они не имеют права вмешиваться в работу следствия, тем более на предварительном этапе.

Права потерпевших

Согласно УПК потерпевшие имеют право знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с их участием, заключениями экспертов и материалами дела по окончании предварительного расследования.

Адвокат Немцова Вадим Прохоров говорит, что в ближайшие дни родственники убитого политика заявят ходатайства о признании их потерпевшими, но свободного доступа к следствию это не даст (см. врез). Предложение оппозиции надо тщательно обдумать, считает адвокат: «Инициативной группе никто не разрешит вмешиваться в следствие, зато, если власти не найдут убийцу, они смогут сказать, что и общественники нам не помогли».

Тайна следствия применима к любому уголовному делу, поэтому никакой общественный совет не может надзирать за ходом следствия, говорит заместитель главного редактора «Новой газеты» Сергей Соколов, хотя по ряду резонансных дел следствие сотрудничало с адвокатами потерпевших, общественными организациями и газетами, как в деле Анны Политковской: «Сотрудничество устанавливается не в рамках прописанных заявлений, а путем личного общения со следствием».

Политолог Алексей Макаркин сомневается, что оппозиции разрешат осуществлять общественный контроль: «В крайнем случае это возложат на лояльную власти структуру, а скорее всего запретят вмешиваться в работу следствия». Власть не заинтересована в сотрудничестве: чтобы пойти на этот шаг, она должна быть испуганной, а это не так, говорит Макаркин.

В подготовке статьи участвовал Алексей Никольский