BlackBerry переориентирует свой бизнес

Компания сосредоточится на продаже уникального софта и корпоративных услуг
Гендиректор BlackBerry Джон Чень планирует переориентировать бизнес/ H.Yoon/ Bloomberg

На барселонской конференции по мобильной связи Mobile World Congress еще в 2008 г. компания BlackBerry с большой помпой представила свою новейшую модель коммуникатора с аппаратной клавиатурой. Сейчас, спустя семь лет, компания представляет очередную, чисто сенсорную модель Leap уже в гораздо более скромной обстановке. Разница между двумя презентациями наглядно свидетельствует об ухудшении положения BlackBerry. Когда-то канадская компания была пионером на рынке смартфонов, сейчас ее рыночная доля не достигает и 1%.

После того как в 2013 г. на должность гендиректора BlackBerry был назначен Джон Чень, компания выпустила пять смартфонов. Ченю удалось приостановить сокращение денежных запасов компании и даже добиться небольшой квартальной прибыли. Однако выручка BlackBerry продолжала падать – в недавно завершившемся квартале она составляла лишь $793 млн, что на треть меньше показателя прошлого года. Выступая в Барселоне в этот раз, Чень признал, что ситуация в компании тяжелая, но выразил надежду на улучшение.

В поисках новых источников дохода Чень планирует переориентировать бизнес, делая ставку не на производство непопулярных смартфонов, а на продажу софта и услуг корпоративным клиентам. Уже сейчас в арсенале BlackBerry есть ряд уникальных решений, позволяющих компаниям контролировать смартфоны сотрудников и поддерживающих разные технологические платформы, включая Apple iPhone и Android. В частности, одно из них позволяет разделять счета за использование сотрудником одного и того же смартфона в частных целях и по службе. Другой продукт BlackBerry, предназначенный для правительственных организаций и крупных компаний, обеспечивает защиту коммуникаций от перехвата и прослушивания с помощью шифрования.

«Мы хотим сделать наши программы полезными для пользователей любых устройств, имеющих IP-адрес, – смартфонов, носимой аппаратуры, торговых автоматов и даже скороварок», – сказал Чень, выступая в Барселоне. По словам руководителя, годовой доход BlackBerry от продажи ПО и услуг в 2016 г. должен удвоиться и достичь $500 млн. Однако инвесторы и аналитики настроены по отношению к перспективам канадской компании пессимистично. За 2014 г. акции BlackBerry подорожали в 1,5 раза, но с начала 2015 г. котировки снизились на 12%.

Симона Янковски, аналитик из Goldman Sachs, недавно понизила рейтинг акций BlackBerry до «продавать». «С точки зрения технологии решения BlackBerry довольно перспективны, однако поставленная цель увеличения доходов на $250 млн кажется нереалистичной, – говорит Янковски. – BlackBerry приходит на этот рынок позже других и надеется на доход, существенно превышающий выручку двух нынешних лидеров».

Пока же BlackBerry приходится рассчитывать на доходы от продажи устройств. Компания заручилась партнерством крупнейших сотовых операторов США, Verizon и AT&T, которые предлагают абонентам новейшие смартфоны канадской компании – практически квадратный Passport и Classic, имеющий более традиционную форму.

FT, 22.03.2015, Александр Силонов