Лондон принял

Владимир Ашурков/ С.Портер/ Ведомости

Бывший исполнительный директор Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Владимир Ашурков получил политическое убежище в Великобритании, сообщил он «Ведомостям». По словам Ашуркова, он подал документы в июле 2014 г., а положительное решение по его заявлению было принято Хоум-офисом в конце марта 2015 г. Причиной обращения о предоставлении убежища стала угроза необоснованного преследования по политическим мотивам. Решение о политубежище дает юридические основания для пребывания его и его семьи в Великобритании и защиту от возможной экстрадиции в Россию по запросу российских властей, говорит Ашурков.

Вместе с Ашурковым в Великобритании находится его гражданская жена Александрина Маркво, которую СКР обвиняет в мошенничестве при проведении мероприятий в парках Москвы. «Поскольку Александрина была объявлена в международный розыск в середине февраля – начале марта, то для получения защиты от возможной экстрадиции она также обратилась к властям Великобритании с просьбой об убежище», – сказал Ашурков. Он по-прежнему работает с ФБК и принимает участие в деятельности Партии прогресса как член ее центрального совета, работая над обновлением партийной программы. Возвращаться в Россию Ашурков пока не собирается, поскольку будет подвергнут аресту.

Ашуркова объявили в федеральный розыск в июле 2014 г. по обвинению в мошенничестве при сборе денег на предвыборную кампанию Алексея Навального. По этому же делу обвинения предъявлены соратникам Навального Константину Янкаускасу и Николаю Ляскину. По версии следствия, они похитили более 10 млн руб., собранных на кампанию по выборам мэра Москвы 2013 г. Сам Навальный говорит, что Ашурков у него ничего не похищал. Навального по этому делу допрашивали в декабре 2014 г.: сотрудники СКР сообщили, что ищут потерпевших, допросив уже 800 жертвователей. Комментарии СКР «Ведомостям» получить вчера не удалось, с момента предъявления обвинений сообщений о потерпевших по делу не было.

Человека, получившего политубежище, России не выдадут, говорит адвокат Марк Фейгин: «Россия может направить документы по выдаче, заявив, что обвинение уголовное. Но доказать, что дело о краудфандинге средств на избирательную кампанию Навального является общеуголовным, шансов нет». Практика похищений и физических расправ над людьми, получившими политубежище, имеет место, возражает адвокат Иван Павлов: «Поэтому нельзя сказать, что такой человек находится в безопасности: все зависит от того, насколько российская власть наточила зуб на человека».