Android с ограничениями

«Яндекс» добивается снятия ограничений при установке его приложений на телефоны Android/ Д. Абрамов/ Ведомости

Google заключает эксклюзивные соглашения по разделению прибыли с производителями телефонов, работающих на операционной системе Android, признал Теро Луко, консультант по конкуренции Google в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке (регион EMEA). В рамках таких соглашений продвижение мобильных приложений других компаний, не Google, на телефонах производителей ограничено, уточнил он. Но Google не нарушает тем самым антимонопольные законы, поскольку заключать такое соглашение или нет – выбор производителя телефона, настаивает Луко.

В феврале «Яндекс» попросил Федеральную антимонопольную службу (ФАС) проверить, не нарушает ли Google российское антимонопольное законодательство. Российский поисковик полагает, что соглашения Google с производителями телефонов нарушают его права распространять мобильные приложения. ФАС прислушалась к «Яндексу» и возбудила дело против Google, первое слушание состоится на следующей неделе.

Операционная система от Google очень популярна: по данным Strategy Analytics, 84% телефонов, отгруженных в прошлом году производителями, работают под Android. Как правило, на таких телефонах предустановлены приложения Google, включая магазин приложений Google Play. То есть пользователи покупают новые телефоны вместе с этими приложениями, их не нужно скачивать дополнительно, как другие.

Для предустановки приложений поисковик заключает с производителями соглашение по распространению (Mobile Application Distribution Agreement, MADA). Это бесплатный пакет. В «Яндексе» настаивают, что в рамках таких соглашений Google навязывает ограничения для производителей, вплоть до запрета на сотрудничество с конкурирующими сервисами. С такими ограничениями «Яндекс» столкнулся в прошлом году, когда три производителя смартфонов – Fly, Explay и Prestigio – отказались устанавливать его сервисы на свои устройства. «Все производители, с которыми мы общались в последние несколько лет, были вынуждены отказывать «Яндексу» в предустановке поиска на первый экран и по умолчанию с отсылкой на ограничения в договоре MADA», – говорит представитель российского поисковика Ася Мелкумова.

Пространство для конкуренции

Google не раскрывает, сколько телефонов Android, продаваемых в России, произведены в рамках соглашений о разделении прибыли. «У конкурентов есть достаточно пространства на рынке, чтобы заключать собственные соглашения с производителями», – говорит Луко. «Яндекс» ссылается на данные J’son and Partners Consulting, по которым на Fly, Explay приходится 15,6% продаж смартфонов в России. На рынке планшетов Prestigio и эти марки занимают 13% (данных GFK).

Для «Яндекса» широкое распространение сервисов Google на смартфонах представляет проблему, поскольку потребление мобильного интернета стремительно растет. Сейчас «Яндекс» доминирует на российском рынке поиска, но в последнее время снижает свою долю в пользу Google. Аналитики уверены, что это происходит прежде всего из-за мобильного интернет-потребления и что «Яндексу» будет сложно исправить эту ситуацию. Несколько инвестбанков в связи с этим недавно рекомендовали продавать акции российского поисковика (котируется на NASDAQ).

Условия MADA отличаются от производителя к производителю, говорит Луко, некоторые соглашения действительно требуют устанавливать поиск Google на «домашний» экран смартфона, в других поиск Google должен быть доступен одним касанием к экрану: «Но мы не запрещаем в рамках MADA устанавливать на «домашний» экран поиск конкурирующих компаний».

Но американская компания готова делиться с производителями частью прибыли от мобильного поиска и приложений в том случае, если производители дополнительно продвигают поиск и приложения Google, указывает он. В рамках именно таких соглашений предустановка приложений других компаний ограничена, подтвердил Луко: «Но у производителей телефонов с Android есть выбор – предустанавливать приложения Google или нет, у пользователей телефонов также есть выбор – пользоваться предустановленными приложениями или удалить их». Он и руководитель экономической политики Google по региону EMEA Адам Коэн говорят, что у Google нет данных по числу продаваемых в мире и в России устройств под Android без предустановленных приложений Google, а также данных о том, какое количество пользователей удаляют или не пользуются предустановленными приложениями Google. «Если судить по количеству скачиваний приложений наших прямых конкурентов, того же «Яндекса», то у этой компании очень много пользователей на мобильных устройствах в России», – добавил Коэн.

Люди не привыкли менять настройки телефона и пользуются тем, что на нем уже установлено, говорила прежде Мелкумова. Так, на устройствах Android поисковик «Яндекса» (который приходится устанавливать вручную) обрабатывает всего 44% запросов, а на Nokia X (где «Яндекс» установлен по умолчанию) – 76%, уточняла она.