Антимонопольная редакция

ФАС не видит необходимости смягчать требования к рекламным объявлениям/ З. Милявская/ Ведомости

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) отправила в правительство отрицательный отзыв на предложение главных редакторов печатных СМИ по либерализации закона о рекламе, сообщил «Ведомостям» заместитель руководителя службы Андрей Кашеваров. «Мы поддержали только предложение по увеличению количества рекламных полос в печатных СМИ», – уточнил он. Чиновник не стал объяснять позицию ФАС. Представитель секретариата первого вице-премьера Игоря Шувалова подтвердил, что правительство получило отзыв службы. Минкомсвязи, напротив, полностью поддержало инициативу главных редакторов, сказал «Ведомостям» замминистра связи Алексей Волин.

Главные редакторы и представители крупнейших издательств в середине февраля обратились к президенту России Владимиру Путину с просьбой поддержать российские СМИ во время кризиса. Они передали Путину письмо со своими предложениями, среди которых была отмена запрета на рекламу алкоголя и табака. Председатель Союза журналистов Москвы Павел Гусев говорил «Ведомостям», что «президент дал поручение соответствующим ведомствам рассмотреть нашу просьбу». Вопрос поддержки СМИ в период кризиса будет рассмотрен на уровне правительства, но на это потребуется время, предупреждал пресс-секретарь президента России Владимира Путина Дмитрий Песков. Он уточнил, что необходимо учитывать все точки зрения: и за отмену рекламы алкоголя и табака в СМИ, и против, но «вопрос в любом случае будет проработан».

Федеральный чиновник подтвердил «Ведомостям», что Шувалов дал поручение профильным ведомствам подготовить отзывы на предложение редакторов. В ближайшее время вице-премьер может провести совещание с участием представителей отрасли по либерализации закона о рекламе, уточнил он.

Предложения редакторов почти совпадают с антикризисным планом Минкомсвязи, также опубликованным в феврале. Гусев подтвердил, что позиции авторов обоих документов «очень близки по всем пунктам»: они разрабатывалась практически одновременно по итогам совещаний с представителями индустрии.

Антикризисный план развития медиаиндустрии, предложенный Минкомсвязи, предусматривает снижение расходов на персонал и локализацию контента, а также внесение изменений в закон о рекламе. Речь идет прежде всего о снятии запрета на рекламу алкоголя и табака в печатных СМИ, на телевидении, радио и в интернете, а также об отмене ряда ограничений на рекламу лекарственных препаратов. Все это должно способствовать повышению уровня доходов СМИ, уверены чиновники.

Стабильное падение

В I квартале этого года рынок рекламы в России упал по сравнению с тем же периодом 2014 г. на 20%, в том числе доходы телеканалов – на 22%, сообщил недавно на встрече с рекламными агентствами гендиректор Vi Сергей Васильев (представитель Vi заявил, что официального прогноза селлера не существует). С этой оценкой согласен гендиректор сейлз-хауса «Газпром-медиа» Сергей Пискарев. По прогнозу Васильева и Пискарева, во II квартале рынок упадет на те же 20%.

О необходимости снять часть ограничений по рекламе в СМИ уже несколько месяцев говорят и депутаты Государственной думы. Впрочем, ни Минкомсвязи, ни депутаты все еще не опубликовали конкретные поправки в законодательство. Волин заявил «Ведомостям», что поправки – прерогатива Госдумы. Комитет Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи вместе с участниками отрасли продолжает разрабатывать проект поправок, сообщил вчера председатель этого комитета Леонид Левин: «Мы ожидаем предложений от правительства по изменению законодательства в области рекламы и параллельно готовим свои поправки». По его словам, проект также должен будет пройти согласование в правительстве.

Рынок рекламы в России начал падать в IV квартале прошлого года, единственным растущим сегментом рынка остается контекстная реклама в интернете (данные Ассоциации коммуникационных агентств России). В I квартале этого года рекламные доходы СМИ просели еще сильнее (см. врез).