Конец дела экспертов

Криминала в действиях экспертов силовики так и не нашли, но дело ЮКОСа еще живет/ Dmitry Beliakov/ Bloomberg

Прекращено расследование в отношении группы юристов и экономистов, дававших экспертное заключение по второму делу ЮКОСа: следствие не нашло в их действиях состава преступления. Об этом вчера сообщили «Интерфакс» и ТАСС со ссылкой на источники в Следственном комитете России (СКР). Пресс-служба СКР эту информацию не комментирует.

На прошлой неделе «Интерфакс» со ссылкой на «информированный источник» сообщил о приостановлении следствия в отношении четырех бывших топ-менеджеров ЮКОСа – финдиректора Брюса Мизамора, президента компании Стивена Тиди, руководителя и основного акционера Group Menatep Ltd Тимоти Осборна и советника по управлению Дэвида Годфри – в связи с невозможностью привлечения их к ответственности. Официального подтверждения этой информации тоже пока нет. Профессор Вестминстерского университета, бывший руководитель правового управления ЮКОСа Дмитрий Гололобов связывает такое решение с мировым соглашением, которое компании группы ЮКОС заключили с «Роснефтью» (в апреле было объявлено, что стороны договорились об урегулировании споров). Гражданско-правовая договоренность ни в коем случае не формальное основание для прекращения уголовного преследования, уточняет он, но в этом случае процесс будет выглядеть совсем уж странно. А к делу экспертов, скорее всего, просто пропал интерес, полагает Гололобов.

Об обысках и допросах специалистов, принявших участие в общественной экспертизе приговора Хамовнического суда по второму делу ЮКОСа, стало известно летом 2013 г. По информации «Ведомостей», тогда были допрошены в том числе бывшая судья Конституционного суда, член президентского Совета по правам человека (СПЧ) Тамара Морщакова, бывший ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев, завкафедрой предпринимательского права Высшей школы экономики (ВШЭ) Оксана Олейник, замдиректора Центра правовых и экономических исследований ВШЭ Михаил Субботин и научный руководитель центра Елена Новикова, правозащитник Валентин Гефтер, председатель организации «Бизнес-солидарность» Яна Яковлева. Их подозревали в том, что на деньги и в интересах Михаила Ходорковского эксперты добивались либерализации уголовного законодательства. Деньги экспертам, утверждали следователи, поступали из голландского Stichting Administratiekantoor Yukos International UK, которому весной 2005 г. с целью отмывания была передана часть активов компаний, подконтрольных Ходорковскому.

«У следователей нет доказательств корыстного мотива в действиях экспертов, которые, в частности, продвигали идею смягчения наказания за экономические преступления», – цитирует своего собеседника «Интерфакс». Источник ТАСС уточняет, что отдельного дела не было: проверка проводилась в рамках расследования основного дела ЮКОСа. Дело ЮКОСа никто не закрывал и не собирается, знает собеседник «Ведомостей» в правоохранительных органах. Субботин говорит, что недавно в очередной раз обращался в СКР с просьбой вернуть изъятые у него при обысках компьютеры, но получил отказ: техника приобщена к материалам уголовного дела, объяснили в СКР.

Материнское дело ЮКОСа

Дело № 18-41/3 было возбуждено в 2003 г. по факту причинения имущественного ущерба ОАО «Апатит». Позже из него были выделены все многочисленные дела юкосовцев, в том числе оба дела бывших руководителей и совладельцев компании Михаила Ходорковского и Платона Лебедева.

По словам Субботина, расследование так называемого дела экспертов проходило в рамках основного дела ЮКОСа, возбужденного в 2003 г. (см. врез). «Я помню, на столе у следователя стояли тома этого дела со 101-го по 106-й», – говорит он. Сначала следствие интересовали правозащитники, получавшие деньги от «Открытой России» Ходорковского, потом они плавно перешли к результатам общественной экспертизы, проводившейся СПЧ, затем начали искать криминал среди тех, кто готовил гуманизацию уголовного права в 2011–2012 гг., – а среди последних были чиновники высокого ранга, депутаты Госдумы, напоминает Субботин. По его мнению, следователи отчаянно пытались найти хоть что-нибудь, подтверждавшее факты «легализации» денег зарубежным менеджментом ЮКОСа, хотя искать там было нечего. После того как отпустили Ходорковского и заговорили о приостановке дела против иностранного менеджмента компании, прекращение расследования в отношении юристов и экономистов совершенно закономерно, заключает Субботин: «Теперь мы им просто не нужны».