Компании – не уголовники

Уголовная ответственность для юрлиц обсуждается давно/ З. Милявская/ Ведомости

Вводить уголовную ответственность для компаний не нужно, административной достаточно, говорится в отзыве Верховного суда на поправки в Уголовный кодекс (УК), подготовленные Следственным комитетом России (СКР) и зампредом комитета Госдумы по законодательству Александром Ремезковым (проект внесен в Госдуму в марте).

Проект вводит уголовную ответственность для компаний по четырем десяткам статей: отмывание доходов, дача взятки, содействие терроризму, массовые беспорядки, использование рабского труда, организация незаконной миграции и т. д. «Высшие меры наказания» за особо опасные преступления – запрет на работу в России, принудительная ликвидация и конфискация имущества. За менее опасные нарушения – штраф (от 200 000 до 30 млн руб.), запрет заниматься определенной деятельностью, лишение лицензии, льгот, преференций.

Уголовная ответственность для юрлиц обсуждается давно. Но идея не согласуется с принципами личной виновной ответственности, уверены в Верховном суде. По законопроекту вина компании определяется преступными действиями лиц, которые действуют от ее имени, в интересах ее или руководства компании (например, гендиректор, член совета директоров). Но тогда пострадать могут и лица, которые не совершали преступления, например акционеры, следует из отзыва суда.

Добиться «адекватных санкций» для компаний можно и путем административной ответственности, считает Верховный суд, ее можно усилить (например, за незаконное вознаграждение от имени юрлица). А некоторые меры ответственности юрлиц, предусмотренные законопроектом, могут применяться и сейчас, например принудительная ликвидация возможна по Гражданскому кодексу за запрещенную законом деятельность.

Отзыв Верховного суда ближе к нейтральному, замечания носят не концептуальный характер, а говорят о том, что в разных частях законодательства есть нормы, решающие эту проблему, считает Ремезков.

Суд стремится к тому, чтобы вопрос оставался в ведении гражданско-правового регулирования, потому что если дела станут уголовными, то по ним вырастет влияние Следственного комитета и МВД, объясняет позицию Верховного суда думский юрист Алексей Синицын. Суд не хочет упускать такую огромную сферу влияния, предполагает он.

Введение уголовной ответственности для юрлиц многократно увеличит риск злоупотреблений и необоснованного привлечения к ответственности, опасается адвокат московской коллегии адвокатов «Защита» Алексей Каширский, административные наказания уже порой сравнимы с уголовными.