Арестуйте российское

Бывшие акционеры ЮКОСа попытаются арестовать российские государственные активы в США, Франции и Великобритании/ С. Портер/ Ведомости

Бывшие акционеры нефтяной компании ЮКОС обратились в суды США, Франции и Великобритании за исполнением решения Гаагского суда о взыскании с Российской Федерации $50 млрд, заявил руководитель компании Group Menatep Limited (GML) Тим Осборн немецкой Sueddeutsche Zeitung. В конце прошлого года с аналогичным требованием GML обратилась в немецкий суд, а сейчас готовится подать подобные иски в суды Бельгии и Нидерландов, сказал Осборн. Иски подаются, чтобы взыскать имущество России на территории европейских стран и США. После того как суд страны удовлетворит требования GML, экс-акционерам предстоит найти имущество России на территории этой страны и подать иски о его конфискации, говорил в октябре Осборн немецкому изданию Der Spiegel. По версии издания, относительно российского имущества в Германии речь может идти о заказанных там самолетах для «Аэрофлота» или средствах для платежей «Газпрому».

Иск против России в 2006 г. подали дочерние компании GML – Hulley Enterprises (Кипр) и Yukos Universal Limited (о. Мэн), которые владели суммарно 51% ЮКОСа. Они требовали взыскать $28,3 млрд. Общая сумма претензий к России с учетом иска пенсионного фонда ЮКОСа Veteran Petroleum Ltd. составляла $33,1 млрд, но впоследствии сумма компенсации повышалась и достигла $100 млрд.

Отсудили на троих

Требования бывших акционеров ЮКОСа о взыскании с России $50 млрд третейский суд в Гааге удовлетворил в июле 2014 г. Hulley Enterprises должна получить $39,9 млрд, Yukos Universal – $1,8 млрд, Veteran Petroleum – $8,2 млрд.

Россия не спешит рассчитываться по долгу – в законе о федеральном бюджете на 2015 г. такие расходы не предусмотрены. С 15 января на основную сумму начали начисляться проценты – ставка определена исходя из доходности 10-летних казначейских бумаг США по состоянию на этот день (1,89% годовых). В ноябре 2014 г. в Гаагу поступило заявление России о признании решения суда недействительным, но подача заявления не избавляет страну от обязанности платить.

Некогда швейцарская фирма Noga уже добивалась обеспечительного ареста российской госсобственности за границей, но затем потерпела поражение в судебном разбирательстве. Лучший результат показал немецкий бизнесмен Франц Зедельмайер, отсудивший у России в Международном коммерческом арбитраже около 5 млн евро потерянных инвестиций, напоминает руководитель аналитической службы юридической компании «Инфралекс» Ольга Плешанова. Зедельмайеру удалось добиться продажи с публичных торгов здания российского торгпредства в Швеции. Хотя российские власти считали, что здание защищено дипломатическим иммунитетом, бизнесмену удалось доказать, что торгпредство используется в коммерческих целях. Отсутствие иммунитета признали также немецкие суды в отношении бывшего советского торгпредства в Кельне. Суть этих решений в том, что имущество не защищено государственным и дипломатическим иммунитетом, если используется в коммерческих целях, поясняет эксперт.

Сейчас акционеры GML обратились за исполнением решения международного арбитража в принудительном порядке, это довольно простая процедура. Самое сложное – поиск имущества, на которое можно обратить взыскание, говорит Плешанова. Таких объектов очень немного, но само существование подобной угрозы сильно затруднит коммерческую деятельность российских ведомств за рубежом и превратится в очень большой тормоз в развитии государственного бизнеса, предупреждает Плешанова.