Ценовая конкуренция — путь в никуда

Поэтому хотелось бы обратить внимание прежде всего на международный термин – «красный» и «голубой» океан. Можно много говорить о b2c и b2b. Но сотовая связь, рынки ШПД – это давно уже не красный, а, наверное, кровавый океан, и ловить там давно нечего. Те, кто давно в отрасли связи – 10, 15, 20, а есть и 35 лет, – понимают выражение, что сначала миром правила связь, потом медиа, а сейчас правят айтишники. Мой коллега Евгений [Васильев] из МТТ сказал, что в софте мы очень сильны, а в перспективе «по железу» будет один большой сервер, который будет дистанционно распределен.

Я представляю ФГУП «Российские сети вещания и оповещения». Мы являемся в классическом виде и b2c-абонентом, и b2c-провайдером одновременно. Потому что у нас 3,4 млн абонентов в Москве и Санкт-Петербурге по тем самым трехпрограммникам. Мы отвечаем за оповещение в этих городах, и для многих операторов мы являемся infrastructure provider, поставщиком инфраструктуры. На основе нашей сети построена Yota, центральный телеграф, очень много места для размещения colocation.

Мы собрали у себя много специалистов, которые раньше работали в «Комстаре», «Голден телекоме», «Комбеллге», если кто-то помнит эти названия.

Вячеслав Иванюк

Окончил Московский государственный авиационный институт и Российскую академию госслужбы. Работал в компаниях «Комстар», «Центральный телеграф», «Русинфоком», «СВ капитал» и др. 17 декабря 2007 г. приказом руководителя Федерального агентства связи назначен генеральным директором ФГУП «МГРС». ФГУП «РСВО» возглавляет с июля 2013 г.

Я, безусловно, хотел бы поддержать мнение коллеги из ТТК [Светланы Шамзон] о том, что сегодняшняя задача – не создавать какие-то новые сегменты, а удержать абонентскую базу. Это основное. Прежде всего это гораздо меньшие затраты. Но еще более значимо (о чем знают наши друзья американцы и многие маркетологи) не получить конкурентное преимущество или сделать свой продукт более привлекательным, а понять идеологию клиента и что является причиной переключения с одного оператора связи на другого, что его подвигнет перейти от вас к ним и наоборот.

Хоть я и не большой специалист в мобильной связи (исторически я «фиксированный» телефонист), но принимал участие в ряде проектов по MVNO даже в MVNE. И как монополисты, коими мы являемся, – да, мы боимся запустить кого-то на рынок. И действуем мы при поддержке регулятора в силу специфики нашего бизнеса.

Так же и три наших лидера в мобильной связи (вскоре появится четвертый) будут стремиться к тому, чтобы как можно меньше появлялось операторов MVNO.

ФГУП «РСВО»

Оператор проводного вещания. Владелец – Росимущество (100%). Выручка в 2013 г. (РСБУ) – 2,3 млрд руб., чистая прибыль – 172,4 млн руб. Компания создана в 2013 г. в результате объединения предприятий проводного вещания Москвы и Санкт-Петербурга. Занимается строительством и эксплуатацией специальных сетей оповещения, трансляцией государственных радиопрограмм, звукотехническим обслуживанием важнейших государственных мероприятий

Но международный опыт свидетельствует, что успех состоит прежде всего в дифференциации подхода к потребителю. Можно подходить индивидуально к каждому, можно наращивать b2b-сегмент, сделать аккаунт-менеджеров, которые будут звонить, а можно взять набор услуг и самим создавать дочерние структуры, которые будут работать на конкретных сегментах рынка. Таких примеров и в мире, и в масс-медиа-маркете предостаточно. Именно это – «голубые» океаны. А не то, где мы друг с другом конкурируем прежде всего по цене.

Рецепт известен – надо специализироваться на клиентах, на индивидуальных подходах, выходах на нишевые решения. Ценовая конкуренция, которую мы сейчас наблюдаем, уже не эффективный драйвер. Это путь в никуда.

Хотелось бы поддержать, хотя опять-таки не абсолютно, коллегу из «Эр-телекома» относительно регулятора. Тренды, которые сейчас наблюдаются, – вопросы по «Чистому небу» в Москве, вопросы, связанные с тем, что реально приносит деньги крупным операторам связи, имеющим фиксированные сети, – это то, что услуги телефонной связи, телевидения и радиофикации как оповещения в потенциале будут исключены из списка по согласованию при новостройках и домах. То есть человек, заселяясь в дом, не будет иметь ни телевидения, ни телефонии. Я уже не говорю об интернете.

И это может стать большим просчетом нашего регулятора, который, на наш взгляд, не уделяет достаточного внимания ряду ключевых моментов и прежде всего – организации эффективного межведомственного взаимодействия.

Автор - генеральный директор РСВО