От платформы к собственному контенту

Нам кажется, что линейное и нелинейное телевидение не нужно разделять. Нужно предоставлять единую экосистему и давать пользователям возможность самостоятельного выбора. Думаю, что примерно таких же мыслей начинает придерживаться большинство компаний и телекоммуникационных операторов в России, а также производители контента. Мы видим, как активно экспериментируют на этих платформах МТС, «Билайн» и «Мегафон».

Компания Nemo TV, которую я представляю, относится к тем самым новым средам, о которых здесь говорили. На сегодняшний день это один из немногих ОТТ-игроков на российском рынке.

По итогам минувшего года можно констатировать, что этот сегмент появился на рынке. И не только в нашем лице – экспериментов было достаточно. Причем пробуют свои силы и организуют доставку контента до конечного потребителя с помощью этой технологии и такие крупные операторы, как «Ростелеком».

Сейчас сложно точно распланировать или предсказать будущее на этом рынке в цифрах, но мы ориентируемся прежде всего на те возможности, которые открывает сама технология.

Несмотря на кризис и изменения в законодательстве, коснувшиеся контентных компаний и телеканалов, не все они приняли стратегические решения. Наверное, кто-то уйдет с российского рынка телеканалов. Тем не менее за последний год мы наблюдаем взрывной рост возможностей для развития ОТТ-сервисов.

Матвей Отрошенко

Окончил МГУ им. М. В. Ломоносова. Начал карьеру бренд-менеджером в «Скай линке», где участвовал в выводе на рынок инновационного тогда продукта – беспроводного мобильного интернета. Возглавлял отдел маркетинга компании «Стрим-ТВ» (АФК «Система»). Был директором департамента маркетинга в медиахолдинге Pleiades Group. Работал директором департамента стратегии и аналитики компании «Электронная Москва», где разработал долгосрочную стратегию создания крупного кластера информационно-коммуникационной структуры Москвы.

Прежде всего речь идет о распространении девайсов, через которые можно такие сервисы потреблять. Мы видим бурное развитие так называемых платформ смарт-ТВ: сейчас уже каждый второй телевизор, который приобретается в России, оснащен этой функцией. Еще три года назад, когда эти телевизоры только появились, Samsung и LG предоставляли неутешительную статистику, что всего четверть покупателей вообще подключали эти телевизоры к сети и экспериментировали, но теперь ситуация меняется. Подавляющее большинство тех, кто покупает эти телевизоры и кто купил их раньше, теперь подключают их к интернету.

Эти платформы позволяют доставлять буквально в каждый дом высококачественные медиауслуги. И это касается как услуг, связанных с VoD (video on demand, видео по запросу), так и привычного телевидения.

Речь идет о том, что мы можем через аппликацию на смарт-ТВ получить телевизионную услугу, по качеству ничем не уступающую кабельному или спутниковому телевидению. Теперь, когда многие компании поняли, что это технологически возможно, они начинают экспериментировать, пробовать. При этом выбирают разные модели. Кто-то, например, делает ставку на линейное телевидение, несмотря на то что технология позволяет предоставлять телевидение в любом формате.

Наша компания не отдает предпочтение какому-то одному формату. Мы исходим из того, что привычки потребителей, особенно в нашей стране, не будут быстро меняться. И всерьез говорить о том, что завтра формат линейного телевидения себя изживет, сейчас не приходится.

Вместе с тем мы понимаем, что так называемое нелинейное телевидение (а сюда относятся сервисы, основанные на функциях catch up, т. е. облачная запись, сервисы, построенные на базе рекомендательных систем, на базе соединения VoD и прямого эфира) набирает обороты. Поделюсь статистикой: при запуске нашего сервиса (он состоялся около года назад) функциями не прямого эфира при наличии линейного ТВ поначалу пользовалось не более 10% аудитории. Нас это очень пугало, поскольку мы рассчитывали, что людей, которые захотят посмотреть что-то в записи, в повторе или выбрать какой-то индивидуальный контент, будет больше.

Но, как оказалось, вся проблема кроется в обучении пользователей. Как только его информируют о наличии той или иной технической возможности, рассказывают, как удобно получать доступ к контенту, который нужен именно ему или его семье, все меняется. И сейчас мы можем говорить, что на нелинейный просмотр у нас приходится около трети времени.

Конечно, в целом я не могу сказать, что средний абонент ОТТ-телевидения сегодня проводит перед экраном столько же времени, сколько классический телезритель. В России в среднем на просмотр телевизора приходится около 4 часов в день на человека. В случае с ОТТ это пока 1,5 часа. Но люди пробуют, подключаются к каким-то другим сервисам, и мы можем говорить, что потихоньку нелинейное телевидение или использование его функций начинают набирать обороты.

Nemo Telecom Limited

Телекоммуникационная компания. Совладельцы и финансовые показатели не раскрываются. Зарегистрирована в Великобритании в 2012 г. В марте 2014 г. запустила онлайн-видеосервис Nemo TV, позволяющий просматривать более 150 телеканалов, фильмы и телепередачи по сети интернет. Пользовательские соглашения заключает от имени латвийского филиала. По данным на март 2015 г., все инвестиции в проект составили $20 млн, у сервиса было более 500 000 пользователей в России и СНГ.

Также мы видим, как производители контента все чаще начинают создавать собственные платформы для его трансляции. И если понаблюдать за зарубежным рынком, то здесь сейчас идет гласная и негласная конкуренция между крупнейшим VoD-игроком – компанией Netflix – и производителем контента HBO. В этом году Netflix заявила, что либо она «превратится в НВО, либо НВО превратится в нас».

Буквально это означает следующее: разработчики ОТТ-платформ – платформ по доставке контента, изучая опыт своей аудитории, учитывая ее потребности, фактически идут в сторону производства эксклюзивного контента или контента, специально ориентированного на потребности аудитории. Происходит расширение бизнеса, его глобализация. Мы наблюдаем становление крупных холдингов, и эти холдинги уже не делятся строго на медийные и телекоммуникационные или, скажем, технологические.

На наших глазах та же Netflix снимает крайне успешные продукты, вкладывая в это большие средства. Но НВО, в свою очередь, не хочет отставать и заявляет об инвестициях в ОТТ-платформы, в платформы по доставке контента, прекрасно понимая, что этот рынок сбыта собственного контента позволит им получить дополнительную монетизацию.

Сейчас – да, не приходится говорить о значимой финансовой прибыли от этого сегмента относительно традиционных доходов от спутникового или кабельного телевидения, но в перспективе крупные игроки осознают, что это будущее, и готовы в него инвестировать.

Мы видим в этом точку роста и стараемся выбирать и пробовать определенные бизнес-модели. Думаю, что в ближайшие год-два мы станем свидетелями роста на российском рынке числа игроков, увеличения количества приложений, платформ и сервисов, основанных на технологии ОТТ.

Автор - генеральный директор Nemo TV