Пиво поставят на учет через год

Пиво поставят на учет через год/ С. Портер/ Ведомости

Госдума 19 июня приняла в третьем чтении законопроект о введении ЕГАИС (Единой государственной автоматизированной информационной системы) для пивоваренной отрасли. Информация об этом содержится в автоматизированной системе обеспечения законодательной деятельности на asozd2.duma.gov.ru. Предприятия, выпускающие более 300 000 декалитров пива, сидра или медовухи в год, должны будут установить счетчики ЕГАИС до 1 июля 2016 г. для организации учета объемов закупок, хранения, поставок и розничной продажи продукции, говорится в документе. При этом из финальной версии законопроекта исключили крупных и средних пивоваров в городах с населением менее 3000 человек, производителей вина из собственного винограда, вина с защищенным географическим наименованием и розничную продажу пива, медовухи и сидра. «Требование не будет распространяться на розничную продажу пива, сидра, пуаре и медовухи, в том числе при оказании услуг общественного питания», – процитировала слова зампредседателя профильного комитета Госдумы по экономической политике Виктора Звагельского его пресс-служба.

С 2013 г. на пивоваренных предприятиях уже стоят счетчики для учета объемов производства. А в конце 2014 г. Росалкогольрегулирование (РАР) внесло законопроект о ЕГАИС – таким образом ведомство намерено было бороться с контрафактом в рознице и с той же целью учитывать объем производства и оборота алкогольной продукции, говорилось в пояснительной записке к документу.

Некоторые пивоваренные предприятия заранее начали готовиться к введению нормы о ЕГАИС: с апреля 2015 г. новая система учета работает, например, на заводах «Балтики», Sun InBev, заводе «Вятич» и др. Например, «Балтика» установила ЕГАИС на двух заводах из восьми в тестовом режиме, пока они работают не вполне корректно и неясно, хватит ли времени на налаживание до 1 июля 2016 г., говорил в начале июня «Ведомостям» представитель компании Алексей Кедрин.

Законопроект соответствует компромиссному варианту между отраслью и РАР и года должно хватить для налаживания работы ЕГАИС, считает директор по корпоративным отношениям Heineken Кирилл Болматов. С ним не согласен менеджер по связям с общественностью и органами власти Efes Павел Филиппов: все отладить и добиться стабильной работы за год практически невозможно. По мнению Филиппова, срок тестового периода следовало бы продлить до 1 января 2017 г. Efes, по его подсчетам, потратит на ЕГАИС более $1 млн. Однако частые изменения порядка работы ЕГАИС со стороны разработчиков, требующие дорогостоящих доработок, не позволяют точно спрогнозировать, во сколько в итоге обойдется наладка, подчеркивает директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям Sun InBev Ораз Дурдыев. Стоимость внедрения ЕГАИС, по его словам, на одном предприятии (всего их у компании пять) составила 1 млн руб. без учета затрат, понесенных еще в 2012 г. на установку счетчиков учета объема, – каждый из них стоил 150 000 руб. (у Sun InBev на тот момент было более 30 линий).

Всего в России, по подсчетам Союза пивоваров, около 850 пивзаводов, из них 150–200 подпадают под действие законопроекта.