МИД нашел нежелательных

МИД будет выходить в инициативном порядке со списком организаций, «которые надо будет изучить на предмет соответствия закону о нежелательных организациях», пообещал замминистра иностранных дел Геннадий Гатилов/ Д. Абрамов/ Ведомости

В список нежелательных иностранных организаций могут войти Международный республиканский институт, Фонд Макартуров, Национальный фонд демократии и Всемирный конгресс украинцев, заявил замминистра иностранных дел Геннадий Гатилов в пятницу на совещании в Совете Федерации, посвященном обсуждению «патриотического стоп-листа». «Предстоят длительный анализ и консультации, признание организации нежелательной предполагает серьезную межведомственную проработку, и в случае принятия соответствующего решения это будет точечное воздействие на конкретную неправительственную организацию (НПО)», – пояснил дипломат. По его словам, МИД долгое время отслеживает ситуацию с иностранными НПО, «которые таковыми на самом деле не являются, а финансируются госструктурами». МИД будет выходить в инициативном порядке со списком организаций, «которые надо будет изучить на предмет соответствия закону о нежелательных организациях», пообещал Гатилов.

«Патриотический стоп-лист» будет носить предупредительный характер, пояснил автор этой идеи, председатель комитета Совфеда по международным делам Константин Косачев: «Мы показываем, что видим, чем занимаются эти организации, российские НКО смогут сверять со списком свои действия, чтобы не сотрудничать с ними».

Константин Косачев
Председатель международного комитета Совета Федерации

Мы не можем позволить ставить нас в положение аборигенов, перед которыми достаточно потрясти красивыми бусами, сказав, что мы «белые и пушистые.

Ранее Генпрокуратура отказалась проверять «Трансперенси интернешнл – Р», Human Rights Watch, Amnesty International и общество «Мемориал» на соответствие закону о нежелательных организациях по запросу депутата Госдумы Виталия Золочевского. Генпрокуратура сообщила, что в запросе не были указаны факты, свидетельствующие об угрозах стране со стороны этих организаций, и, кроме того, иностранные НПО находятся вне юрисдикции России, что препятствует их проверке.

Международный республиканский институт и Всемирный конгресс украинцев деятельность в России не ведут, подчеркивает политолог Евгений Минченко: «Но важно само появление законопроекта – пока, даже если список формируется, это предупреждение, что в него кто-то может попасть. Это торговая позиция: можно вести переговоры, в которых многое зависит от позиции наших западных партнеров».

Ясно, почему названы Национальный фонд демократии и Республиканский институт, говорит политолог Борис Макаренко: «Они получают госгранты, что у нас уже назвали «принципом фальшивости», хотя во всем мире, в том числе и в России, госфинансирование остается одним из источников для НПО». Если их официально признают нежелательными, то вредной для России можно объявить любую программу, которая осуществлялась этими организациями в предыдущие 20 лет, полагает эксперт. Он уверен, что список нежелательных организаций обязательно появится, но «пока не ясно, кто в нем будет, поскольку ни формальные критерии, ни логика за этими действиями не просматриваются».