Выговор по дороге

Премьер Дмитрий Медведев объявил выговор председателю правления «Автодора» Сергею Кельбаху (на фото)/ С. Портер/ Ведомости

Премьер Дмитрий Медведев объявил выговор председателю правления «Автодора» Сергею Кельбаху за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей. Причина – «неподчинение правомерным требованиям ФАС и другие дисциплинарные нарушения», уточняет человек, близкий к правительству.

О претензиях к «Автодору» ФАС заявила в начале июня. На предмет ограничения конкуренции должны быть проверены все конкурсы госкомпании за последних три года, говорил замруководителя службы Александр Кинев. Проверки идут, об их ходе и промежуточных результатах ФАС регулярно докладывает правительству, в скором времени будет представлен итоговый отчет, рассказывает он.

Именно плохое взаимодействие с ФАС во время этих проверок могло стать одной из причин выговора: «Автодор» систематически не выполнял указаний ФАС, препятствовал работе службы, указывает еще один человек, близкий к правительству. Например, ФАС зачастую не могла получить запрашиваемую информацию, говорит другой чиновник.

Проект для ФНБ

ЦКАД – один из первых инфраструктурных проектов, на которые президент Владимир Путин распорядился направить средства ФНБ. На 150 млрд руб. будут выкуплены облигации «Автодора».

Пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова выговор не комментирует. Представление на выговор направил Минтранс, знает федеральный чиновник. Представители Минтранса и «Автодора» от комментариев отказались.

Внимание ФАС вновь привлекли конкурсы на право построить и обслуживать ЦКАД, говорил ранее Кинев: побеждало предложение не с самой низкой ценой, а это вызывает вопросы. Правда, цена не единственный критерий на конкурсах «Автодора», а ФАС уже занималась обоими конкурсами по ЦКАД по жалобам проигравших компаний. Жалобу АРКС по секции I ФАС признала необоснованной, а решение приостановить конкурс на секцию V по жалобе «Стройгазконсалтинга» служба не смогла отстоять в суде.

ЦКАД – один из самых проблемных объектов «Автодора». В конце 2013 г. по решению вице-премьера Аркадия Дворковича срок подачи заявок на секцию I был перенесен на несколько месяцев из-за необходимости сначала провести технологический и ценовой аудит. Но это была не единственная причина, объяснял федеральный чиновник, правительство было недовольно уровнем конкуренции.

С секцией I связан новый антимонопольный риск: победивший на конкурсе «Стройгазконсалтинг» уведомил «Автодор», что не может исполнить контракт, и госкомпания думает, как заменить исполнителя. Наиболее вероятная кандидатура – Crocus. Но по закону первый претендент на контракт – АРКС, занявшая второе место на конкурсе, а Crocus к конкурсу и вовсе допущен не был. Договор цессии между «Стройгазконсалтингом» и Crocus сейчас на согласовании в ФАС, говорил Кельбах. Представитель ФАС подтверждал, что документ рассматривается, но позицию ФАС не комментировал.

Еще одна проблема с ЦКАД – концессионные конкурсы по секциям III и IV. На первый этап отбора в ноябре 2014 г. поступило по пять заявок от одних и тех же компаний, но после резкого ослабления курса и повышения ключевой ставки инвесторы стали говорить, что не смогут найти финансирование, и призывали поправить финансовую модель. «Автодор» собирается поправить конкурсную документацию, в том числе ее существенные условия, а это также чревато антимонопольными претензиями, рассказывал один из участников обсуждения: те, кто не подал заявки на первый этап, теперь могут заявить, что сделали бы это, если бы изначально были предложены иные условия.

За последние пять лет публичные правительственные выговоры объявлялись всего семь раз. У ФАС было много претензий к госкомпаниям, но выговор пока получил только «Автодор», удивляется сотрудник компании, работавшей с «Автодором», вероятно, у правительства могут быть и другие серьезные претензии.