Штрих-код уходит в прошлое

Некоторые ритейлеры дополняют штрих-код QR-кодом, который можно просканировать камерой смартфона, но большинство сканеров в магазинах пока не могут его считывать/ Mark Schiefelbein/ AP

Штрих-код из блока 8–14 черно-белых полос, впервые появившийся на жвачке Wrigley Juicy Fruit в 1974 г. в США, серьезно изменил ритейл: он позволил кассирам быстрее и аккуратнее пробивать покупки и серьезно облегчил работу логистам.

Но сейчас покупатели запрашивают гораздо больше информации о товарах, а ритейлерам требуется больше данных для работы со складскими запасами, отзыва продуктов и борьбы с подделками, пишет агентство Reuters со ссылкой на аналитиков и участников рынка. «Штрих-код проделал отличную работу, но сейчас время для его преемника», – цитирует агентство консультанта Capgemini Киса Йакобса, который работает с крупнейшими мировыми ритейлерами и производителями продуктов питания над новыми стандартами маркировки. Так, штрих-код не дает информацию, нужную для покупателя (состав, аллергены, происхождение) и для продавца (номер партии или конечная дата реализации). Эти данные, продолжает Reuters, обычно печатаются на упаковке, но сейчас все больше потребителей хотят получать такую информацию онлайн или через приложение для смартфона, например, считающее калорийность продуктов.

О необходимости дополнительных данных в маркировке задумывались и российские эксперты. В 2012 г., по данным «Коммерсанта», Минэкономразвития обсуждало с чиновниками, бизнесменами и экспертами введение единого идентификационного кода для маркировки всех пищевых товаров, с помощью которого покупатели смогли бы через интернет получать информацию о продуктах на любом этапе их продвижения и проверять сведения об их качестве, легальности и безопасности. Но пока разработка новой маркировки не привела к ее полноценному внедрению.

Глобальными стандартами товарной нумерации, штрих-кодов и радиочастотных меток занимается ассоциация GS1. Она разработала двухслойный штрих-код, или дата-код, который может содержать дополнительные данные (срок годности, номер партии и др.). Некоторые ритейлеры используют эту технологию. Так, германская Metro запустила приложение PRO Trace: оно показывает, например, что филе лосося, продающееся в берлинском магазине 25 августа, было получено от рыбы c норвежской фермы 17 августа и переработано в Германии 21 августа.

Другие ритейлеры дополняют штрих-код QR-кодом, квадратом из десятков точек, который можно просканировать камерой смартфона, но большинство сканеров в магазинах пока не могут его считывать. Еще один способ маркировки продукции – радиочастотные метки, RFID, широко использующиеся в торговле одеждой, аксессуарами и бытовой техникой.

GS1 пытается убедить участников рынка дать потребителям доступ к большей информации о продукте, сохранив в то же время конфиденциальные данные. Участники рынка могут прийти к соглашению по этому вопросу очень скоро – в пределах года, считает Малкольм Бауден из GS1.