«Трансаэро» под крылом S7

«Трансаэро» под крылом S7/ М. Стулов/ Ведомости

Конвертировать часть долга в акции планировалось изначально, такое решение и обсуждается с S7, заявили в пресс-службе банка МФК. Готовность конвертировать долг в акции, если авиакомпания продолжит летать, подтвердили ТАСС и другие кредиторы – Промсвязьбанк, «Абсолют банк», Московский кредитный банк.

Все частные банки-кредиторы согласны с нашим планом спасения «Трансаэро» – объединением ее с авиакомпаниями «Сибирь» и «Глобус» и конвертацией долга в акции, мы отдадим до 49% объединенной компании», – рассказала «Ведомостям» Наталья Филева («Сибирь» и «Глобус» принадлежат ей и ее мужу Владиславу Филеву).

На прошлой неделе Филев заявил, что покупает не менее 51% «Трансаэро» у Александра Плешакова. 1 октября правительство решило банкротить «Трансаэро» из-за долгов (250–260 млрд руб., в том числе 80–85 млрд – перед банками). Какая часть банковского долга может быть конвертирована в акции – предмет расчетов, предупреждает Филева, а объединение возможно, если «Трансаэро» останется действующей авиакомпанией.

Объединение будет частью мирового соглашения или соглашения с кредиторами «Трансаэро» о реструктуризации долга, продолжает она, официальное предложение банкам будет сделано, когда будет закрыта сделка. Филева объясняет, что контрольный пакет «Трансаэро» покупают ее муж и два сотрудника S7 – чтобы избежать долгого согласования в Федеральной антимонопольной службе (ФАС), а консолидация пакета в руках Филева произойдет после одобрения ФАС.

Руководитель Росавиации Александр Нерадько аннулировал сертификат эксплуатанта «Трансаэро» с 26 октября, отозван весь 141 ее допуск на международные направления, лучшие 56 отданы «Аэрофлоту» и его «дочке» «Россия».

Решение об аннулировании отменить невозможно, можно получить новый сертификат, уверяет министр транспорта Максим Соколов, нужны финансовое обоснование, договоры лизинга и проч. Пока ни в Росавиацию, ни в Минтранс никто таких документов не представлял, сообщил он.

Новый сертификат будет означать компанию без международных коммерческих прав, констатирует Филева: «Мы хотим сохранить эту компанию с ее допусками и коллективом, мы планируем обжаловать приказ Росавиации в суде (см. врез) и просить обеспечительные меры в виде запрета выдавать «Аэрофлоту» и «России» допуски». Акт проверки Росавиации подписал ставленник «Аэрофлота» Дмитрий Сапрыкин, указывает Филева: он не пытался защищать компанию, оспаривать выводы комиссии, хотя успешные случаи известны.

План спасения не поддерживают Сбербанк и ВТБ, сетует Филева: им проще списать долги, а ВТБ рассчитывает на докапитализацию от государства. Долг «Трансаэро» Сбербанку в 6 млрд руб. на 100% зарезервирован, долг «Сбербанк лизингу» не известен. Долг банку ВТБ – 12,7 млрд (из низ 9 млрд – под госгарантии), «ВТБ лизингу» – 40 млрд руб. Банки выдали деньги, потеряли их и обращаются в бюджет за новыми, возмущена Филева и обещает попросить оценить работу госбанков Думу и Счетную палату.

Суд и сертификат

Успешно обжаловали в суде отзыв сертификата эксплуатанта вертолетная компания «Вертикаль-Т» и авиакомпания «Алания» (дважды), вспоминает федеральный чиновник, но судебные разбирательства шли много месяцев.

Пресс-службы Сбербанка и ВТБ «Ведомостям» не ответили. 22 октября совет директоров «Трансаэро» назначил гендиректором вместо Сапрыкина пилота авиакомпании Валерия Зайцева. Человек, близкий к «Аэрофлоту», уверяет, что не все формальности при созыве совета соблюдены и его решения нелегитимны. Гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев заявил «РИА Новости», что Сапрыкин остается гендиректором.

Федеральный чиновник говорит, что ни в правительство, ни в Минтранс Филевы не обращались, а решение остановить «Трансаэро» принято. Первый вице-премьер Игорь Шувалов сказал о сделке Филева и Плешакова, что не понимает, что там можно покупать, и что банкротством «Трансаэро» должны заняться правоохранители.

Сертификат «Трансаэро» аннулирован наутро после того, как о сделке Филева и Плешакова стало известно. Высокопоставленный чиновник говорит, что «Сибирь» всех раздражает. Знакомый Филевых надеется на заступничество гендиректора «Ростеха» Сергея Чемезова и напоминает, что от банкротства «Трансаэро» пострадает входящий в «Ростех» Новикомбанк. «Мы, как акционеры «Аэрофлота» и мажоритарные акционеры Новикомбанка, следим за ситуацией с «Трансаэро». Но говорить об участии Чемезова в переговорах и отстаивании той или иной позиции некорректно и неприемлемо. Решение о судьбе «Трансаэро» остается за кредиторами и регуляторами», – сообщили в «Ростехе».

У «Сибири» и «Глобуса» около 7 млрд руб. кредитов, говорит Филева, вдвое меньше, чем средств на счетах: в 2014 г. часть прибыли пошла на покупку долларов и создание такой подушки безопасности.