EBITDA Qiwi сократилась на 12% – впервые в истории компании

Это следствие ужесточения регулирования рынка терминалов
За три месяца Qiwi потеряла 15% своей терминальной сети/ Д. Абрамов/ Ведомости

Показатель EBITDA группы Qiwi впервые в ее истории сократился – снижение год к году в III квартале 2015 г. составило 12% до 1,34 млрд руб., следует из отчета компании. Снизилась и ее рентабельность по обороту (net revenue yield) на 39 п. п. по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. – до 0,68% (при том что сам оборот вырос на 64,5% до 270,5 млрд руб.). Скорректированная выручка Qiwi выросла год к году на 6% до 2,53 млрд руб., тогда как во II квартале 2015 г. рост составил 20%. При этом компания подтвердила свой прогноз по росту выручки и чистой прибыли в 2015 г. на 18–22%, данный Qiwi в сентябре.

Инвесторы отреагировали на отчетность позитивно – вчера на NASDAQ котировки ADS Qiwi к 19.25 мск выросли на 9,82% до $17,56 за акцию.

Результаты компании связаны с общим макроэкономическим спадом в России, а также с ужесточением правил работы агентов Qiwi – владельцев платежных терминалов, цитирует пресс-служба Qiwi ее гендиректора Сергея Солонина.

Снижение темпов роста выручки и уменьшение показателя EBITDA объясняется в том числе охлаждением российского финансового рынка – в 2015 г. кредитов в России выдается меньше, чем в прошлом, соответственно, снижается и количество платежей по кредитам, комиссии за которые получает Qiwi, объясняет представитель компании. В отчете Qiwi также указано, что снижение EBITDA связано с 44%-ным ростом административных расходов: зарплат, платежей за аренду, издержек, связанных со слияниями и поглощениями.

В III квартале 2015 г. Qiwi впервые полностью консолидировала результаты систем денежных переводов Contact и «Рапида», выкупленных у группы «Открытие». Это объясняет как резкий рост оборота, так и снижение рентабельности по нему: комиссии в Contact и «Рапиде» значительно ниже, чем в среднем по Qiwi, утверждает представитель Qiwi. Ужесточение регулирования деятельности владельцев терминалов тоже повлияло на финансовые результаты компании, но оценить размер этого влияния крайне сложно, отмечает он.

Терминалов убавилось

149553 столько киосков и платежных терминалов действовало в системе Qiwi на конец III квартала 2015 г., следует из отчета компании. Годом ранее их было на 25 740 больше.

В конце октября 2015 г. Qiwi объявила о сокращении количества терминалов в своей сети в России. За три месяца их количество сократилось примерно на 15%, следует из отчета. Сокращение терминального бизнеса происходит по всей России из-за борьбы Центробанка с обналичиванием. По правилам ЦБ деньги из терминала должны зачисляться на спецсчета, чтобы контролировать наличный оборот, но в реальности на них зачислялось только 8% средств. С июня 2015 г. ЦБ начал борьбу с этим явлением, регулятор собрал крупнейших игроков и поставил задачу к сентябрю довести эту долю до 98%, что и было сделано. На оборот и доходы Qiwi это повлияет непропорционально сокращению сети, говорил в октябре человек, близкий к компании. Дело в том, что число терминалов было избыточным: например, недалеко друг от друга могло стоять несколько терминалов, объясняет он. Поэтому уменьшение их числа частично компенсировалось ростом оборота на терминал.

Qiwi предприняла действия, необходимые для поддержания агентов, и не ожидает дальнейшего существенного ухудшения агентской сети, цитирует Солонина пресс-служба компании.

Речь идет о том, что, возможно, в последние месяцы Qiwi подняла вознаграждение для владельцев терминалов более чем на 40% (во II квартале 2015 г. оно составляло 0,87%), следует из отчета JPMоrgan. Это была вынужденная мера, призванная стабилизировать работу терминальной сети, – она также повлияла на снижение рентабельности по обороту, считают авторы отчета. Вознаграждение увеличивалось, но незначительно, уверяет представитель компании.

То, что Qiwi сохранила свой прогноз по выручке и прибыли, – позитивная новость для инвесторов, считает аналитик Газпромбанка Сергей Васин. Как показали результаты компании, сокращение количества терминалов не сильно отразилось на ее обороте, отмечает он. Но низкая рентабельность по обороту может сохраниться надолго – в кризис плательщики и партнеры Qiwi стремятся минимизировать комиссии, объясняет Васин. В этой ситуации Qiwi логично было бы искать пути для наращивания оборота, а также расширять линейку клиентских сервисов за счет высокодоходных сегментов, таких как электронная торговля, считает он.

Согласно отчету Qiwi, сегмент электронной торговли является самым выгодным, ее рентабельность к обороту здесь составила в III квартале 2%, тогда как в остальных сегментах она не превышает 1%.