Все болванки – Михалкову

В новой версии проекта Минкомсвязи согласилось с тем, что при сборе вознаграждения за воспроизведение фонограмм в личных целях можно работать без прямых договоров с авторами/ Е. Разумный/ Ведомости

Минкомсвязи внесло поправки в собственный законопроект по реформе системы коллективного управления правами, следует из текста обновленного документа (копия есть в распоряжении «Ведомостей»). Первоначальный проект поправок в Гражданский кодекс (ГК) был выставлен министерством на общественное обсуждение еще в августе. Затем документ был доработан участниками рабочей группы экспертного совета при правительстве, говорит куратор этой группы Ирина Левова.

Изначально Минкомсвязи предложило полностью отменить в России бездоговорное коллективное управление авторскими и смежными правами на музыку. Действующая система непрозрачна и к ней много претензий у правообладателей, говорил ранее замминистра связи Алексей Волин. По действующему ГК организации по коллективному управлению после получения госаккредитации представляют интересы всех авторов – как российских, так и зарубежных – независимо от того, заключен с ними письменный договор или нет. По мнению Волина, будет лучше, если автор сам станет договариваться с организацией по коллективному управлению и обсуждать условия.

В новой версии проекта Минкомсвязи частично изменило свою позицию и согласилось с тем, что при сборе вознаграждения за воспроизведение фонограмм в личных целях можно работать и без прямых договоров с авторами. Речь идет о так называемом налоге на болванки, который сейчас собирает Российский союз правообладателей (РСП, его совет возглавляет режиссер Никита Михалков). По своей сути эта сфера максимально близка к фискальному сбору, в ней будет сложно сосуществовать нескольким обществам по коллективному управлению правами, объясняет замдиректора департамента государственной политики в области средств массовой информации Минкомсвязи Арсений Недяк. Для этой сферы чиновники предложили оставить госаккредитацию, а для остальных – отменить.

Кроме РСП в России работают еще два крупнейших общества по коллективному управлению правами с госаккредитацией – Российское авторское общество (РАО) и Всероссийская организация по интеллектуальной собственности (ВОИС). Они собирают деньги в пользу авторов и исполнителей за использование их произведений на радио, в ТВ-эфире, кинофильмах, в публичных местах и т. п. К работе этих организаций было много претензий как у авторов музыки и песен, так и у чиновников. Летом президент Владимир Путин поручил правительству сделать работу таких обществ более прозрачной: в частности, они должны проходить независимый аудит, за их работой должен присматривать специальный наблюдательный совет.

Отчетность в СМИ

Минкомсвязи предлагает обязать авторские общества представлять государству отчет и аудиторское заключение о своей деятельности, а также публиковать их в СМИ.

Только благодаря госаккредитации в России удалось наладить сбор вознаграждения владельцам смежных прав, указывает заместитель гендиректора РАО Артемий Карпычев. А если аккредитация отменяется, то у государства нет оснований так сильно вмешиваться в деятельность авторских организаций, так что проект Минкомсвязи нелогичен, замечает он.

Новая версия проекта Минкомсвязи предлагает внести еще одно существенное изменение в работу авторских обществ. Их топ-менеджеры не должны будут занимать один и тот же руководящий пост больше четырех лет подряд. По истечении этого срока они не смогут быть переизбраны на этот пост еще четыре года. Кроме того, министерство предлагает сделать так, чтобы менеджеры авторских обществ не могли занимать руководящие должности сразу в нескольких организациях этого типа. Также они не смогут одновременно управлять авторским обществом и компанией, которая является владельцем авторских и смежных прав. По словам Недяка, это один из элементов повышения прозрачности уровня корпоративного управления в авторских обществах и в сфере коллективного управления в целом.

Это должно обеспечить ротацию руководства в авторских обществах и решить проблему конфликта интересов, когда, к примеру, административный работник, влияющий на распределение собранного вознаграждения, одновременно является собственником правообладателя, говорит директор Продюсерского центра Игоря Матвиенко Андрей Лукинов. К сожалению, не описан случай, когда само авторское общество является владельцем или совладельцем правообладателя, добавляет он.

Сейчас менеджеры авторских обществ зачастую занимают должности сразу в нескольких таких организациях. Так, гендиректор РАО Сергей Федотов одновременно занимает должность директора РСП, а директор ВОИС Андрей Кричевский – первый заместитель гендиректора РСП и возглавляет компанию-правообладателя фирму «Мелодия». Также в этих авторских обществах есть пересечения среди менеджеров среднего звена.

Введение ограничений на занятие должностей нарушает права правообладателей свободно выбирать тех, кто будет управлять их правами, считает Карпычев из РАО. Непонятно, почему руководители общественных объединений должны быть ограничены в правах, хотя при этом они даже не являются государственными служащими, удивляется он: кроме того, это не противоречит Трудовому кодексу и не совсем понятно, почему ГК вдруг начинает регламентировать вопросы трудового права.

Руководство организаций по коллективному управлению правами должно быть независимым, т. е. руководитель не может быть бенефициаром или собственником компании-правообладателя – этот принцип базируется на положениях Директивы Евросоюза о коллективном управлении правами, говорит Кричевский. Но совмещение должностей в нескольких таких организациях является обычной мировой практикой, утверждает он.