Музыкальный реестр

Продюсеры пока не знают, как будут зарабатывать на едином реестре прав/ М. Стулов/ Ведомости

Первое музыкальное издательство (ПМИ) участвует в разработке Национального реестра интеллектуальной собственности, рассказал «Ведомостям» соучредитель ПМИ Максим Дмитриев. Реестр создается на базе программного обеспечения и библиотеки прав на музыкальные произведения, которые уже имеются в распоряжении «дочки» ПМИ – компании «Национальный цифровой агрегатор». По словам Дмитриева, эта компания занимает сейчас около четверти рынка смежных прав на российскую музыку.

Недавно об идее единого реестра вновь вспомнили операторы связи и медиахолдинги. Медиакоммуникационный союз (МКС), в состав которого входят «Ростелеком», «Мегафон», «Вымпелком», МТС, «Эр-телеком», ТТК, CTC Media, «Газпром-медиа», «Национальная медиа группа» (НМГ), предложил реформировать систему управления авторскими и смежными правами и тоже создать реестр таких прав. Правда, по задумке МКС управлять этим реестром должно государство в лице уполномоченного исполнительного органа (например, Роскомнадзора).

Управлять реестром будет компания «Национальный реестр интеллектуальной собственности», говорит человек, близкий к разработчикам проекта. Данных об учредителях этой организации в ЕГРЮЛ пока нет. Источник «Ведомостей» сказал, что состав ее учредителей выглядит так: «Национальный цифровой агрегатор» (30%), Российская государственная академия интеллектуальной собственности (РГАИС, подведомственна Роспатенту, 20%), «Легенда проджект» (30%), Международный фонд поддержки правовых инициатив (10%), Национальная академия кинематографических искусств (10%). Соучредитель последней – Союз кинематографистов Никиты Михалкова. «Легенда проджект» аффилирована с продюсерским центром «Газгольдер», который известен благодаря рэперу Басте (Василий Вакуленко).

В сообщении учредителей указано, что реестр сделает рынок прав на музыку и фильмы «максимально прозрачным, легальным и абсолютно доступным как для производителей (правообладателей), так и для инвесторов (пользователей)».

«Мы предлагаем создать объемную базу объектов интеллектуальной собственности, – объяснил Дмитриев. – На основе этой базы в онлайн-режиме будет организовано автоматизированное «место встречи» пользователей и правообладателей, где они смогут легко и оперативно договариваться об условиях лицензирования использования объектов интеллектуальных прав в любых сферах деятельности». Реестр предполагает индивидуальное, а не коллективное управление правами, говорит Дмитриев. Помимо музыки в этот реестр в будущем могут быть внесены фильмы, патенты и другие объекты интеллектуальной собственности.

Альтернатива коллективу

В 2015 г. операторы уже предлагали возродить идею единого реестра контента – в качестве альтернативы глобальной лицензии (сбор денег со всех пользователей рунета в пользу авторов и исполнителей), ввести которую предлагал Российский союз правообладателей (РСП) Михалкова.

Также в сферу деятельности реестра будет входить защита зарегистрированных объектов от нелегального использования в интернете, рассказывает Дмитриев: для этого создается специальный модуль онлайн-мониторинга, который при обнаружении нарушения прав будет в автоматическом режиме запускать процедуру предсудебного уведомления ресурса-нарушителя.

Дмитриев заявил, что пока не готов говорить, как именно будет зарабатывать реестр: «Мы анализируем существующий опыт». Затраты на проект он оценить также не взялся: «В нынешних условиях говорить о конечной цифре нереально. Это как деньги учредителей, так и привлеченные средства. Госфинансирования у проекта нет».

Запуск Национального реестра интеллектуальной собственности намечен на этот четверг, 28 января, следует из приглашения на презентацию проекта для журналистов. В мероприятии участвует руководитель Роспатента Григорий Ивлиев. Представитель ведомства комментировать тему создания реестра не стал.

Идея глобального реестра прав на объекты интеллектуальной собственности обсуждается давно. Еще в 2011 г. создание единого реестра одобрил тогдашний президент России Дмитрий Медведев. Этой темой занялось Минкомсвязи, а «Ростелеком» даже выиграл контракт министерства на разработку концепции такой системы. Позже прототип реестра создала компания Muz.ru, но в итоге проект так и не состоялся.

За последние годы неоднократно появлялись проекты создания реестров прав, некоторые даже были реализованы, но нет примеров успешного их применения и востребованности широким кругом правообладателей, говорит замдиректора департамента государственной политики в области СМИ Минкомсвязи Арсений Недяк: «Если отрасль без участия государства создаст проект, который облегчил бы, например, интернет-площадкам лицензирование контента, а пользователям – его потребление, то это будет позитивно». Но важно, чтобы создание такого реестра не привело к очередной попытке монополизации рынка объектов авторских и смежных прав в интернете, резюмирует он.