«В контакте» спелась с Биланом и Нюшей

ПМИ – вторая крупная студия после Sony Music, с которой договорилась «В контакте»/ М. Стулов/ Ведомости

Первое музыкальное издательство (ПМИ), занимающее, по собственной оценке, около четверти рынка авторских и смежных прав на российскую музыку, договорилось с «В контакте» о легализации контента в социальной сети. Об этом заявил соучредитель ПМИ Максим Дмитриев на пресс-конференции, посвященной созданию Национального реестра интеллектуальной собственности. Деталей сделки он не раскрыл, сообщив лишь, что контракт подписан на год и подразумевает дальнейшее продление.

ПМИ работает в России с 1996 г., его каталог содержит около 40 000 музыкальных произведений, следует из информации, опубликованной на сайте издательства. ПМИ представляет интересы таких артистов, как Иван Дорн, Дима Билан, Нюша, Ева Польна, Стас Пьеха, «Братья Гримм», Владимир Пресняков, Дмитрий Маликов, Чичерина, Кристина Орбакайте, Ляпис Трубецкой и др.

Соглашение распространяется на все соцсети, входящие в Mail.ru Group, – «В контакте», «Одноклассники» и «Мой мир», говорят два человека, близких к сторонам сделки. «В контакте» будет выплачивать ПМИ минимальные гарантийные платежи за использование музыкального каталога, также предполагается разделение доходов от продажи музыки, говорит один из собеседников «Ведомостей».

Представитель Mail.ru Group подтвердил факт соглашения с ПМИ, но детали сделки обсуждать отказался.

Мобильные пользователи

46,6 миллиона пользователей рунета хотя бы раз в месяц заходят на сайт «В контакте» со стационарных компьютеров (данные TNS за ноябрь 2015 г. по всей России). С мобильных устройств хотя бы раз в месяц соцсетью (как ее сайтом, так и приложениями) пользуется 12,7 млн жителей страны (в городах с населением более 700 000 человек). По мобильной аудитории в России «В контакте» уступает только Google

Контракт с ПМИ может обойтись Mail.ru Group примерно в $2 млн, оценивает топ-менеджер крупной музыкальной компании. Из них около $1 млн – это затраты на контент Sony ATV, с которой у ПМИ заключен договор. Sony ATV – это крупнейший в мире музыкальный издатель, объясняет собеседник «Ведомостей».

Выручка Mail.ru Group в III квартале 2015 г. выросла на 13% к уровню годичной давности – до 9,5 млрд руб. Данные за весь 2015 год компания пока не опубликовала. «В контакте» по-прежнему драйвер роста бизнеса всей группы. Выручка этой социальной сети выросла в III квартале 2015 г. на 55,4% до 1,5 млрд руб. Рост выручки социальной сети ускоряется: в первом полугодии он составлял 34%, в отдельно взятом II квартале – 41,4% (год к году).

Переговоры с правообладателями от имени Mail.ru Group ведет компания United Music Agency (UMA) Олега Бутенко. В частности, UMA пытается договориться о легализации музыки с американскими мейджорами, ей в этом помогает известный американский юрист Джоэль Кац, рассказывали ранее «Ведомостям» источники в структурах Алишера Усманова (совладелец Mail.ru Group).

В прошлом году UMA удалось договориться с первым из мейджоров – Sony Music. UMA подписала контракт с Sony, а та взамен сняла все свои судебные претензии с «В контакте» (стороны судились с апреля прошлого года). Сейчас UMA договаривается о легализации музыки с двумя другими западными мейджорами – Universal Music и Warner Music. Обе эти компании также судятся с «В контакте» по поводу нелегального размещения их каталогов в соцсети.

Сейчас музыку во «В контакте» можно слушать бесплатно, но многие правообладатели обвиняют соцсеть в пиратстве. В прошлом году «В контакте» ограничила возможность прослушивания музыкальных треков в своих мобильных приложениях для iPhone и iPad. Это произошло после того, как Apple удалила эти приложения из магазина AppStore после многочисленных жалоб правообладателей.

«В контакте» будет постепенно модернизировать свой музыкальный сервис – введет платные элементы, говорил ранее «Ведомостям» источник в одной из музыкальных компаний. В мобильных устройствах музыка будет доступна только по платной подписке, а на компьютерах пользователи смогут слушать музыку и бесплатно, но будут обязаны смотреть рекламу.