Статья опубликована в № 4008 от 04.02.2016 под заголовком: Россия без единого госзаказчика

Создание единого госзаказчика по крупным федеральным стройкам откладывается

Минстрой будет обкатывать схемы на пилотных проектах

Создать единого технического заказчика по строительству за счет федерального бюджета поручил президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию еще в 2014 г. Цель была сконцентрировать все гражданское строительство в одной структуре (исключение – объекты связи, энергетики, культурного наследия, обороны и дороги).

Затраты на строительство гражданских объектов по федеральной адресной инвестиционной программе оценивались примерно в 400 млрд руб. Большинство министерств помимо основной деятельности занимаются строительством, объяснял Минстрой: Минкультуры строит киноконцертные залы и театры, Минздрав – поликлиники и больницы, Минспорт – стадионы. Всего этими стройками занимаются 250 заказчиков, а должна – профильная структура, это исключит коррупционные риски, предлагал Минстрой. Однако идея единого госзаказчика несколько изменилась, рассказали «Ведомостям» несколько близких к правительству людей. До 1 июля Минстрой планирует создать специальную структуру-заказчика и определить перечень пилотных проектов, финансируемых из федерального бюджета, говорит представитель Минстроя. Это будут проекты с разным функционалом в разных регионах – административные, спортивные, культурные, – которые будут согласованы с другими ведомствами. На этих пилотах Минстрой обкатает схемы строительства и если они окажутся рабочими, то институт единого заказчика заработает, как планировалось изначально, утверждает представитель Минстроя.

Шувалов против новых офисов

Первый вице-премьер Игорь Шувалов предложил запретить госорганам строить новые офисные здания, сославшись на сложную ситуацию с бюджетом: «Может, хватит уже? Одно дело, когда мы инвестируем в улучшение инфраструктуры здравоохранения и образования, а офисы вообще для органов власти надо запретить строить, никому ничего не строить. Просто запретить – и всё». Так Шувалов отреагировал на сообщение замминистра экономического развития Евгения Елина о том, что территориальным органам и подразделениям не хватает офисных помещений.

Минстрой работает над вариантами оптимизации бюджетных расходов на строительство разных объектов, уточняет представитель министерства. Для этого внедряются типовые проекты при строительстве некоторых объектов – совместно с Минобрнауки сформирована база из 86 типовых проектов детских садов. Централизованное внедрение современных технологий и материалов, типовых проектов позволит сэкономить до 20% средств, оценивает Минстрой.

Минюст не взаимодействует с Минстроем по созданию единого технического заказчика, сообщил представитель Минюста. Запросы «Ведомостей» в Минкультуры, Минздрав, Минспорт и Минобрнауки остались без ответа.

Этой темой нужно было заниматься по горячим следам – сразу после поручения президента консолидировать стройки министерств, считает близкий к Минстрою человек. На обкатку пилотов потребуется время – 3–5 лет, к тому моменту идея единого госзаказчика будет похоронена, уверен собеседник «Ведомостей». Начинать крупные стройки при постоянном сокращении бюджета ведомства не торопятся, возникает вопрос, будут ли в ближайшие пару лет закладываться значительные средства на эти цели, говорит чиновник аппарата правительства.

«Сейчас при достаточно жесткой нормативной базе проектировщики каждый раз изобретают то же самое. И не всегда получается нужный результат: порой проекты даже не вписываются в государственные нормативы цен», – комментирует гендиректор «Проектного института № 6» Александр Першин. Необходимо разработать типовые проекты и проекты повторного применения по всей стране, советует он. Типизация проектов может снизить стоимость на 20–30%, оценивает Першин. При этом создание единого госзаказчика и разработка типовых проектов не обязательно должны быть единым процессом, считает он.