Статья опубликована в № 4008 от 04.02.2016 под заголовком: Россия без единого госзаказчика

Создание единого госзаказчика по крупным федеральным стройкам откладывается

Минстрой будет обкатывать схемы на пилотных проектах

  • Бэла Ляув

Создать единого технического заказчика по строительству за счет федерального бюджета поручил президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию еще в 2014 г. Цель была сконцентрировать все гражданское строительство в одной структуре (исключение – объекты связи, энергетики, культурного наследия, обороны и дороги).

Затраты на строительство гражданских объектов по федеральной адресной инвестиционной программе оценивались примерно в 400 млрд руб. Большинство министерств помимо основной деятельности занимаются строительством, объяснял Минстрой: Минкультуры строит киноконцертные залы и театры, Минздрав – поликлиники и больницы, Минспорт – стадионы. Всего этими стройками занимаются 250 заказчиков, а должна – профильная структура, это исключит коррупционные риски, предлагал Минстрой. Однако идея единого госзаказчика несколько изменилась, рассказали «Ведомостям» несколько близких к правительству людей. До 1 июля Минстрой планирует создать специальную структуру-заказчика и определить перечень пилотных проектов, финансируемых из федерального бюджета, говорит представитель Минстроя. Это будут проекты с разным функционалом в разных регионах – административные, спортивные, культурные, – которые будут согласованы с другими ведомствами. На этих пилотах Минстрой обкатает схемы строительства и если они окажутся рабочими, то институт единого заказчика заработает, как планировалось изначально, утверждает представитель Минстроя.

Шувалов против новых офисов

Первый вице-премьер Игорь Шувалов предложил запретить госорганам строить новые офисные здания, сославшись на сложную ситуацию с бюджетом: «Может, хватит уже? Одно дело, когда мы инвестируем в улучшение инфраструктуры здравоохранения и образования, а офисы вообще для органов власти надо запретить строить, никому ничего не строить. Просто запретить – и всё». Так Шувалов отреагировал на сообщение замминистра экономического развития Евгения Елина о том, что территориальным органам и подразделениям не хватает офисных помещений.

Минстрой работает над вариантами оптимизации бюджетных расходов на строительство разных объектов, уточняет представитель министерства. Для этого внедряются типовые проекты при строительстве некоторых объектов – совместно с Минобрнауки сформирована база из 86 типовых проектов детских садов. Централизованное внедрение современных технологий и материалов, типовых проектов позволит сэкономить до 20% средств, оценивает Минстрой.

Минюст не взаимодействует с Минстроем по созданию единого технического заказчика, сообщил представитель Минюста. Запросы «Ведомостей» в Минкультуры, Минздрав, Минспорт и Минобрнауки остались без ответа.

Этой темой нужно было заниматься по горячим следам – сразу после поручения президента консолидировать стройки министерств, считает близкий к Минстрою человек. На обкатку пилотов потребуется время – 3–5 лет, к тому моменту идея единого госзаказчика будет похоронена, уверен собеседник «Ведомостей». Начинать крупные стройки при постоянном сокращении бюджета ведомства не торопятся, возникает вопрос, будут ли в ближайшие пару лет закладываться значительные средства на эти цели, говорит чиновник аппарата правительства.

«Сейчас при достаточно жесткой нормативной базе проектировщики каждый раз изобретают то же самое. И не всегда получается нужный результат: порой проекты даже не вписываются в государственные нормативы цен», – комментирует гендиректор «Проектного института № 6» Александр Першин. Необходимо разработать типовые проекты и проекты повторного применения по всей стране, советует он. Типизация проектов может снизить стоимость на 20–30%, оценивает Першин. При этом создание единого госзаказчика и разработка типовых проектов не обязательно должны быть единым процессом, считает он.