Розничный мир

«Связной» и МТС заключили мировое соглашение/ Е. Разумный/ Ведомости

МТС и «Связной» прекращают судебные разбирательства, отзывают иски и отказываются от взаимных претензий – оператор, ритейлер и его холдинговая структура Trellas урегулировали все спорные вопросы, следует из совместного сообщения МТС и «Связного».

Осенью 2015 г. «Связной логистика», управляющая сетью салонов «Связного», потребовала через суд с МТС 680,8 млн руб. агентских вознаграждений за проданные контракты. Впоследствии требования выросли до 1 млрд руб. В ответ МТС направила ритейлеру акты о штрафных санкциях примерно на 800 млн руб. «Связной» продавал sim-карты МТС лицам без документов, оформлял их на других лиц или распространял карты в других регионах (например, sim-карта, купленная в Москве, предназначалась для салона в Санкт-Петербурге и в итоге абонент тратил деньги на роуминг), рассказывал человек, близкий к крупному оператору.

«Связной» и МТС заключили мировое соглашение, рассказали представители ритейлера и оператора Мария Заикина и Дмитрий Солодовников. По его условиям МТС должна выплатить «Связному» сумму по иску в 1 млрд руб. в полном объеме, утверждает Заикина.

Цена независимости

В III квартале рентабельность МТС по OIBDA снизилась на 4 п. п., следует из ее отчета. Больше половины этого снижения (2,2 п. п.) произошло из-за продаж устройств по ценам, близким к себестоимости.

МТС свои претензии не оформила в виде иска, поэтому их отзыв не отражен в мировом соглашении, отмечает источник, близкий к одной из его сторон. В рамках мирного урегулирования стороны отказываются и от других взаимных претензий, это касается как претензий МТС к «Связному» на 800 млн руб., так и ряда исков «Связного» к МТС, связанных с неустойкой по выплатам, утверждает Заикина.

В декабре 2015 г. Trellas также потребовала от МТС 77,65 млрд руб. за неправомерное использование товарного знака «Связной». С 2013 г. на сети МТС работает виртуальный оператор «Связного» «Связной мобайл». Представитель Trellas ранее объяснял, что в договоре о продаже этих sim-карт в магазинах «Связного» Trellas обозначалась как правообладатель товарного знака «Связной», но МТС не обращалась в Trellas за получением разрешения на его использование. Теперь Trellas отозвала этот иск к МТС.

МТС, в свою очередь, не будет подавать апелляцию на решение суда, подтвердившее правомерность разрешения Федеральной антимонопольной службы на покупку Trellas компанией North Financial Overseas Corp Олега Малиса, рассказывают Заикина и Солодовников. МТС пыталась оспорить это решение в июне 2015 г., но суд первой инстанции отклонил иск.

«Связной» и МТС также ведут переговоры о возвращении в «Связной» sim-карт МТС, утверждает источник, близкий к одной из них. Переговоры эти носят самый предварительный характер, уточнил он. МТС довольна своей розничной стратегией и не собирается возвращаться в «Связной», знает человек, близкий к оператору. Возможно, в будущем МТС вернется к идее возобновления отношений со «Связным», но главное, чтобы они были абсолютно приемлемы для обеих сторон, утверждает Солодовников. «Связной» заинтересован в работе со всеми участниками рынка, компании важно предлагать покупателям максимальный выбор товаров и услуг, говорит Заикина.

Стратегия МТС заключается в развитии собственной розницы. Накануне прекращения сотрудничества со «Связным» в апреле 2015 г. МТС объявила, что будет продавать в своих салонах смартфоны по ценам, близким к себестоимости, чтобы привлечь в свои салоны новых посетителей.

С одной стороны, необходимость расширять и поддерживать собственную розницу, а также продажи электроники по ценам, близким к себестоимости, давят на рентабельность МТС, говорит аналитик «Открытие капитала» Александр Венгранович. Но, с другой стороны, плата «Связному» за дистрибуцию sim-карт может стать еще большей статьей затрат. В любом случае, если оператор будет развивать собственную розницу, одновременно сотрудничая со «Связным», на повышение его рентабельности вряд ли можно рассчитывать, уверен Венгранович.