Авторынок выехал на низкой базе

Авторынок выехал на низкой базе/ А. Гордеев/ Ведомости

Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России за февраль 2016 г. упали на 13,4% год к году до 111 145 автомобилей, сообщила Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). В штуках это на 35,8% больше, чем в январе 2016 г.

Падение в феврале – наименьшее за последние 14 месяцев, отметил председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер (его слова приводятся в сообщении). Это «ожидаемое <...> развитие», во многом оно связано с эффектом низкой базы 2015 г., пояснил Шрайбер. В феврале 2015 г. было продано 128 298 автомобилей (-37,9% год к году, данные АЕБ).

Сильнее всего в феврале падали продажи Mitsubishi (-42% год к году), Datsun (-43%), Subaru (-43%), Volvo (-49%). Продажи Lada упали на 19%.

Это связано с кризисом и низкой активностью покупателей, но первые январь – февраль не показательны, заявил представитель дистрибутора Mitsubishi в России «ММС рус». Повышение цен в 2016 г. составило в среднем 6%, говорит он. С января также выросли цены на некоторые модели Volvo – в среднем на 4%, сообщал «Вольво карс».

У Mitsubishi сейчас не очень широкая линейка, кроссовер ASX хорошо продается, но так как он производится не в России, импортировать невыгодно из-за низкой стоимости в пересчете на валюту, поясняет исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. А в случае с Datsun покупатели предпочитают более дешевую Lada Granta, добавляет он.

Зато за февраль выросли продажи Ford (+144% год к году), «УАЗ» (+37%), Lifan (+45%), Suzuki (+48%), премиальных Lexus (+83%) и Porsche (+7%). К концу 2015 г. Ford Sollers запустил пять новых моделей, сказывается эффект локализации производства, цены в этом году поднимались в среднем на 4%, объясняет представитель концерна. Продажи Suzuki объясняются, в частности, специальным предложением на модель Vitara 2015 года выпуска – она обеспечила около 80% продаж за два месяца 2016 г., сказал гендиректор «Сузуки мотор рус» Кеичи Сумида. Цены корректировались только на Vitara 2016 г.: сначала на 3%, затем на 4%, добавил Сумида.

«Результаты продаж соответствуют нашим ожиданиям и реалиям рынка», – считает представитель Nissan в России (марки Nissan и Datsun) Роман Скольский. Представитель УАЗа отказался комментировать результаты февраля.

Среди моделей лидерство по количеству проданных автомобилей в феврале перешло к Hyundai Solaris (8130 шт.) и Kia Rio (7017), а лидирующая в 2015 г. и январе 2016 г. Lada Granta – на 3-м месте (6335). Производители первых двух моделей «хорошо держат цены», считает Удалов.

«Дно рынка» еще не пройдено, считает директор дилерского центра «Toyota Lexus Ясенево» группы «Рольф» Мария Малинская. Наиболее уверенно себя чувствуют премиальные бренды и марки, пользующиеся поддержкой программ стимулирования спроса, в частности льготного автокредитования, считает она. Представитель дистрибутора Mitsubishi в России «ММС рус» говорит, что Mitsubishi прогнозирует сложный кризисный период еще на два года в зависимости от скочков валютных курсов и состояния экономики.

АЕБ прогнозирует падение продаж автомобилей на 4,7% до 1,53 млн автомобилей в 2016 г. Прогноз Удалова консервативнее: по его оценке, в этом году в России будет продано около 1,1–1,3 млн машин.

«Вольво карс» планирует в 2016 г. сохранить продажи на уровне 2015 г., но может скорректировать прогноз по ситуации, сообщил представитель компании. Еще один важный фактор – лимиты концерна в квотах на Россию из-за низкой маржинальности продаж здесь и ограничения производственных мощностей концерна, объясняет он. «Сузуки мотор рус» в 2016 г. планирует как минимум сохранить долю рынка на уровне 2015 г., говорит Сумида.