Google боролся с «Яндексом»

Суд подтвердил, что Google запрещал производителям смартфонов устанавливать сервисы конкурентов. Он ссылается на договоры американской компании с вендорами/ AP

Google злоупотреблял доминирующим положением на рынке магазинов приложений, следует из мотивировочной части решения Арбитражного суда Москвы, опубликованного в базе судебных решений. Компания в некоторых договорах с производителями мобильных устройств указывала «условия запрещающих действий в отношении конкурентов», говорится в документе. В части договоров указывалось, в отношении каких именно конкурентов установлены запреты и ограничения по размещению их приложений, объясняет судья.

Google пытался через суд отменить прошлогоднее решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС), признавшей корпорацию нарушителем ч. 1 ст. 10 закона «О защите конкуренции» – о злоупотреблении доминирующим положением на рынке. Служба потребовала от Google до 18 декабря устранить нарушения.

Ранее жалобу на антиконкурентные действия Google подал «Яндекс»: по мнению российской компании, Google препятствовал установке ее приложений на смартфоны, работающие под управлением принадлежащей Google операционной системы Android (см. врез).

13 марта этого года суд отклонил иск Google к ФАС. Суд пришел к выводу, что, лицензируя для производителей магазин приложений Google Play, Google оговаривал с ними место, размещение и иные преимущества для своих сервисов, в частности поиска, говорится в решении суда. Связывая реализацию монопольно продаваемых товаров с продажей программ, на рынке которых присутствует конкуренция, компания тем самым ограничивает конкуренцию, считает судья.

Тройной удар по «Яндексу»

Конфликт Google и «Яндекса» разгорелся летом 2014 г., когда сразу три производителя Android-устройств – Fly, Explay и Prestigio – почти одновременно отказались от предустановки на свои устройства сервисов «Яндекса». Представитель Explay тогда подтвердил «Ведомостям», что отказ от предустановки продуктов конкурентов – одно из стандартных условий соглашения Google c вендорами.

В этом случае суд учел пояснения «Яндекса», что производители устройств не будут приобретать приложения, аналоги которых ранее уже были куплены вместе с пакетом приложений Google Play (пакет Google Mobile Services, GMS), даже если приложения качественнее. А доводы Google, что пользователи могут потом сами установить приложения конкурентов, не свидетельствуют о том, что права конкурентов не были нарушены изначально, говорится в решении суда.

В документе также подчеркивается, что нарушения подтверждены документально соглашениями, которые прямо запрещают производителям приобретать приложения конкурентов, а также перепиской третьего лица (им в разбирательстве выступает «Яндекс») с производителями устройств.

Представитель Google отказался комментировать решение суда. В январе старший юрист Google Теро Луко объяснял, что корпорация заключает с вендорами два типа соглашений. Первое – о лицензировании пакета приложений GMS, второе – о разделении доходов. GMS может получить любой производитель мобильных устройств, соглашение по нему никак не ограничивает производителя в установке сервисов других компаний, говорил Луко. Договор о разделении доходов подразумевает, что производитель берет на себя дополнительные обязанности по продвижению сервисов Google. Ранее Луко говорил, что «в рамках таких соглашений продвижение мобильных приложений других компаний, не Google, на телефонах производителей ограничено».