Правительство поделит бюджет

Председатель правительства Дмитрий Медведев решит, как экономить/ Е. Разумный/ Ведомости

Председатель правительства Дмитрий Медведев проведет в понедельник заседание правительственной комиссии по бюджетным проектировкам, будут обсуждаться параметры бюджета на трехлетку, сообщили два участника заседания. Пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова отказалась комментировать его график. О совещании на этой неделе говорил министр финансов Антон Силуанов.

Без бюджетных расходов нет роста, говорит Наталия Орлова из Альфа-банка: если замораживание расходов будет сопровождаться подготовкой плана серьезных реформ, ничего страшного не будет. Но в 2016 г. Россия останется в рецессии, а в 2017 г. динамика ее ВВП останется в районе нуля. Без реформ и роста бюджетных расходов такая динамика сохранится и до 2019 г., полагает она. План реформ должен подготовить экономический совет при президенте, который пока собрался всего один раз.

Минфин предлагает расходы федерального бюджета в 2017–2019 гг. зафиксировать на уровне их исполнения в 2016 г. – 15,78 трлн руб. ежегодно, следует из материалов к бюджетной комиссии (копия есть у «Ведомостей»). Это чуть меньше, чем уточненные расходы на 2016 г.: 16,25 трлн руб. «Это тот безрисковый уровень расходов, который можно себе сейчас позволить», – говорил представитель Минфина.

В таком случае расходы федерального бюджета в реальном выражении сократятся за три года примерно на 20% при 4%-ной инфляции в 2017 г. (цель ЦБ) и далее. Расчеты Минфина – 12,5%-ное сокращение в реальном выражении. Но согласно предложениям Минфина о предельных расходах из 42 госпрограмм (формируют половину расходов бюджета) номинальные расходы сокращаются по 36: социальной поддержки граждан, обеспечения доступным жильем, развития здравоохранения, образования, сельского хозяйства. Есть номинальные сокращения и в непрограммной части бюджета.

Слабая картина

Дефицит бюджета за первые шесть месяцев составил 4,3% ВВП. По сравнению с первым полугодием 2015 г. доходы снижаются на 13% – бюджет уже потерял более 700 млрд руб. доходов, говорил замминистра финансов Максим Орешкин: «Относительно графика, заложенного в закон о бюджете, мы идем сейчас ниже на 1,3 трлн руб.».

Все, что за пределами предложения Минфина, или вызывает необходимость тратить резервы, или разгоняет инфляцию, настаивает федеральный чиновник. Медведев требовал от правительства, с одной стороны, сохранить резервы и снизить дефицит бюджета, с другой – поддержать ключевые отрасли и выполнять социальные обязательства. «На развитие сельского хозяйства денег жалеть нельзя», – заявил, к примеру, Медведев на съезде «Единой России» (он председатель этой партии), а индексацию пенсий нужно вернуть на уровень инфляции с 2017 г.

Закрытая часть госпрограмм (в основном это оборонные расходы) также сокращается – на 15% за три года. Незначительный номинальный рост расходов предусматривается на управление государственными финансами, экономическое развитие, развитие промышленности. В непрограммной части бюджета номинальные расходы увеличиваются только на развитие пенсионной системы – с 3,35 трлн руб. в 2017 г. до 3,67 трлн в 2019 г., или на 20% по сравнению с 2016 г., т. е. примерно на уровне инфляции.

По расчетам Центра стратегических разработок (ЦСР), фиксация номинальных расходов на все три года позволяет сократить бюджетный дефицит до 1% ВВП в 2019 г. Это соотносится с предложениями Минфина снижать дефицит на 1 процентный пункт ежегодно.

Председатель ЦСР Алексей Кудрин предложения Минфина поддержал, но предупредил, что внутри бюджета придется проводить перераспределение. О необходимости приоритизации расходов говорила и председатель Счетной палаты Татьяна Голикова: «Нужно отказаться от принципа базовых расходов и планирования от достигнутого».

В Минэкономразвития считают логичным зафиксировать номинальное значение расходов закона о бюджете 2016 г. Это означало бы некоторое снижение реальных расходов, но было бы закреплено и неснижение инвестиционных расходов, говорил министр Алексей Улюкаев (цитата по «Газета.ru»): «Да, мы не сможем сократить расходы на защищенные статьи, но расти они тоже не будут. Сегодня же получается, что из 16 трлн руб. бюджетных расходов 10%-ное снижение касается только 5 трлн. Защищено 11 трлн, а 5 трлн – беззащитных».