Офисы насытились интернетом

Пик переподключений российских компаний на более высокие скорости интернет-доступа позади/ Сергей Портер/ Ведомости

Российский рынок корпоративного фиксированного широкополосного доступа (ШПД) во II квартале 2016 г. вырос год к году на 4% до 13,8 млрд руб. Об этом рассказал аналитик «ТМТ консалтинга» Кирилл Татусь. Темпы его роста снижаются – во II квартале 2015 г., по подсчетам «ТМТ консалтинга», рост доходов от корпоративного ШПД составлял 6%. Татусь ожидает, что в 2016–2017 гг. выручка от интернет-доступа в корпоративном сегменте будет расти в среднем на 3%.

Из-за роста конкуренции между операторами в регионах тарифы на корпоративный ШПД постепенно выравниваются и снижаются, отмечает Татусь. Если в 2014 г. стоимость доступа со скоростью 2 Мбит/с в одном и том же регионе могла различаться на 50%, то теперь, как правило, у всех провайдеров ценник примерно одинаков, ближе к нижней границе ценового диапазона, что в итоге приводит к снижению темпов роста рынка корпоративного ШПД, утверждает он.

По словам Татуся, на насыщенном рынке доходы растут благодаря переходу корпоративных абонентов на более высокие скорости доступа. Так, в 2014 г. интернетом на скорости 10–100 Мбит/с пользовалось 17% российских компаний, а в 2015 г. – уже 23%, ссылается Татусь на данные Минкомсвязи. И наоборот, скоростью до 2 Мбит/с в 2014 г. пользовалось 43% корпоративных абонентов, а в 2015 г. их доля снизилась до 35%. Аналогичную динамику можно ожидать и в 2016–2017 гг., но пик этой миграции уже пройден, считает Татусь.

В 2015 г. выручка от всех проводных услуг бизнес-связи (включая телефонию и интернет-доступ) впервые за долгое время снизилась – на 1,5–2% до 148 млрд руб., подсчитала ранее iKS-Consulting. Снижение выручки гендиректор iKS-Consulting Максим Савватин объяснял кризисом, сокращением доходов компаний и их издержек, в том числе расходов на связь. По его словам, в 2015 г. доходы от корпоративной телефонной связи упали примерно на 5%. Это падение смягчил рост доходов от услуг передачи данных для корпоративных клиентов примерно на 4%, говорил Савватин. В первом полугодии 2016 г. доходы от корпоративного ШПД год к году выросли максимум на 2%, считает он.

Постоянные клиенты

Примерно 1,5 млн корпоративных пользователей интернета (по количеству контрактов с операторами) насчитывалось в России на конец II квартала 2016 г. (данные «ТМТ консалтинга»). За год их количество практически не изменилось, говорит Татусь.

В Москве темпы роста выручки от корпоративного интернет-доступа в первом полугодии 2016 г. год к году снизились из-за жесткой конкуренции между операторами и агрессивного снижения тарифов, соглашается гендиректор «Искрателекома» Алхас Мирзабеков. В первую очередь это касается МГТС, замечает он. Если год назад корпоративный доступ на скорости 30 Мбит/с стоил в среднем примерно 10 000 руб. в месяц, то сейчас подписаться на такой тариф можно за 3000 руб., приводит пример Мирзабеков.

Темпы роста выручки «Вымпелкома» от корпоративного ШПД замедляются из-за перевода в рубли долларовых контрактов с корпоративными клиентами, а также из-за общей макроэкономической нестабильности, говорит представитель оператора Анна Айбашева. Ожидания роста выручки от корпоративного сегмента она связывает с дополнительными сервисами для компаний-подписчиков.

Представитель МТС Дмитрий Солодовников объясняет снижение темпов роста постепенным насыщением рынка бизнес-связи и снижением удельной стоимости скорости доступа (т. е. цены из расчета на 1 Мбит/с). Строгое деление корпоративного рынка на сегменты осталось в прошлом – МТС работает с клиентами комплексно, предлагая в одном пакете мобильную и фиксированную связь, отмечает Солодовников. Пользователи таких пакетов могут потреблять меньше услуг фиксированного ШПД, но больше платить за мобильную связь, утверждает он. Такие подписчики менее склонны к смене оператора, считает Солодовников.

Количество корпоративных абонентов и госструктур, пользующихся ШПД «Ростелекома», а также их средний месячный счет (ARPU) растут – прирост базы таких подписчиков по итогам первого полугодия 2016 г. год к году составил 2,5%, говорит представитель компании Валерий Костарев. На конец июня 2016 г. их было 736 000, утверждает он. Абонентская база растет, поскольку наряду с жилыми домами «Ростелеком» тянет оптические линии связи в офисы, торговые центры и т. п., объясняет Костарев. Кроме того, растут доходы от облачного хранения данных и других дополнительных услуг для корпоративных клиентов, добавляет он.

Операторы надеются, что доходы от фиксированной связи для корпоративных клиентов и госструктур будут расти за счет таких дополнительных сервисов, как системная интеграция, анализ больших массивов данных (big data), облачные услуги и т. п., отмечает аналитик Otkritie Сapital Александр Венгранович. В перспективе операторы во всем мире рассматривают также как дополнительный источник доходов интернет вещей и его подвид – индустриальный интернет, говорит он. Правда, в России повышенного интереса к нему со стороны корпоративных пользователей пока не наблюдается, но, возможно, этот сегмент рынка будет развиваться за счет госзаказа, прогнозирует Венгранович.