Смартфон на нейронах

Prisma запустит нейронные сети прямо на смартфонах пользователей/ М. Стулов/ Ведомости

Компания Prisma labs, владеющая одноименным приложением, разработала технологию, позволяющую запускать нейронные сети прямо на смартфонах пользователей, рассказал «Ведомостям» основатель Prisma Алексей Моисеенков. Сейчас обработка алгоритмами нейронных сетей идет в основном на серверах разработчиков приложений. Как минимум это значительно ускорит работу самой Prisma, объясняет Моисеенков: в последней версии приложения эта технология уже работает, часть фильтров умеют обрабатывать фотографии, не соединяясь с сервером.

Приложение Prisma было запущено 11 июня этого года, оно позволяет обрабатывать фотографии, превращая их в стилизации картин известных художников. В его основе сложная математическая модель на базе алгоритмов нейронных сетей (они имитируют работу человеческого мозга). Prisma быстро стала одним из самых скачиваемых приложений в App Store 10 стран мира. Сейчас у Prisma, по словам Моисеенкова, 67 млн установок. Помимо Моисеенкова акциями Prisma также владеют XBT Holding (предоставляет компаниям, в том числе самой Prisma, хостинг), фонд Gagarin Capital и Mail.ru Group.

Новая технология Prisma может применяться не только этим сервисом, но и другими, потенциально она работает на любых устройствах, указывает Моисеенков. Так, к примеру, можно распознавать предметы и лица прямо со смартфона, создавать дополненную реальность в играх и т. п. Сама по себе технология не уникальна, но работает быстрее аналогов, например Google TensorFlow (это система обучения нейронных сетей от Google. – «Ведомости»), утверждает Моисеенков.

Человек, близкий к акционерам Prisma, рассказал, что компания ведет переговоры о лицензировании созданной технологии. Он назвал еще несколько возможных областей применения этой технологии – онлайн-трансляции мероприятий и онлайн-торговля. Интернет-магазины, в частности, могут создавать приложения, которые распознают, какая одежда надета на человеке, и дают информацию, где ее можно купить, объясняет собеседник «Ведомостей». Лицензии такого рода обычно стоят $1–3 млн в год. Это может стать дополнительным источником выручки для компании, но не способом ее монетизации: Prisma зарабатывает на платных фильтрах, добавляет он. Они уже принесли компании чуть менее $1 млн.

Моисеенков планы компании по продаже лицензий не комментирует.

Перенос нейросети из облака в клиентское приложение – логичный и ожидаемый шаг, говорит руководитель службы компьютерного зрения и технологий искусственного интеллекта «Яндекса» Александр Крайнов. В случае с Prisma речь идет о применении уже обученной нейросети: для ее обучения требуется довольно много вычислительных ресурсов, а вот применять уже готовую вполне можно и внутри смартфона. По словам Крайнова, аналогичные технологии уже существуют и решают, в частности, такие задачи, как распознавание речи или текста. Но чтобы выполнять сложные алгоритмы на телефоне, их часто требуется довольно глубоко оптимизировать, а конечной результат – это разумный компромисс между качеством работы приложения и его производительностью, продолжает Крайнов. Чем лучше проведена оптимизация, тем меньше потерь в качестве при переносе нейросети из облака в офлайн, в мобильное приложение, заключает он.

Технология нейронных сетей является открытой (open source), любой может скачать код и внедрить его в свое приложение, соглашается гендиректор VisionLabs Александр Ханин, но для создания эффективных решений нужно большое число тренировочных данных. VisionLabs смогла ускорить работу нейронных сетей в своих алгоритмах в несколько раз, указывает он.