Иностранным компаниям будет выгоднее реэкспортировать товары из России

У них появится возможность возмещать НДС
Компания может ввезти товар для последующей переработки и экспорта, не выплачивая таможенные пошлины и НДС. Проблемы компаний связаны с вывозом произведенной в России продукции/ Михаил Почуев/ ТАСС

Правительство планирует обнулить ставку НДС при реэкспорте товаров, произведенных иностранными компаниями в России в режиме переработки. Об этом сообщил замминистра экономического развития Станислав Воскресенский (цитата по ТАСС). Сейчас Российский экспортный центр и ФТС улучшают процедуры режима переработки, пояснил он, но есть препятствия: в Налоговом кодексе не предусмотрена нулевая ставка НДС при реэкспорте. Договорились поправить норму, сказал Воскресенский.

Компания может ввезти товар для последующей переработки и экспорта, не выплачивая таможенные пошлины и НДС. Проблемы компаний связаны с вывозом произведенной в России продукции. Реэкспорт вообще не облагается НДС, поэтому компании не могут представить к вычету НДС, которые они заплатили в России своим поставщикам, говорит партнер Goltsblat BLP Владимир Чикин, – например, при покупке отечественных материалов и комплектующих, использованных при переработке. Если бы этот реэкспорт облагался НДС по нулевой ставке, то такая возможность у них бы была, отмечает руководитель Центра поддержки внешнеэкономической деятельности Галина Баландина. Предложенная мера позволит компаниям, которые вывозят переработанную продукцию, получить вычеты по НДС и возместить свои затраты, говорит федеральный чиновник.

Сейчас отдельные компании пытаются возместить НДС при таком реэкспорте, но процедура слишком сложная, отмечает руководитель подразделения по таможенному оформлению FM Logistic Елена Парамонова. Суды в таких спорах в основном встают на сторону таможенников, отмечает консультант крупной аудиторской компании, ссылаясь на отсутствие нулевой ставки НДС в Налоговом кодексе.

Проблемы бизнеса

Локализации мешает не только регулирование, но и особенности рынка, жаловались в докладе для правительства члены Консультативного совета по иностранным инвестициям (в КСИИ входят крупнейшие иностранные компании, работающие в России). Решения российские компании принимают непоследовательно и непрозрачно, согласование растягивается на месяцы и даже отвечать за решения некому, рассказывал топ-менеджер иностранной компании.

Мера стимулирует компании открывать производства в России и наращивать экспортные поставки, надеется представитель Минэкономразвития. Например, компании Mars и Volkswagen уже собираются использовать такой режим, рассказал Воскресенский. Mars взаимодействует с Минэкономразвития, Минфином и ФТС в работе над совершенствованием таможенных процедур переработки, подтвердил представитель компании. При обнулении ставки продукт, производимый в России, становится более конкурентоспособным за пределами Таможенного союза, повышается загрузка производственных мощностей, что позволяет создавать дополнительные рабочие места и увеличивать налоговые отчисления, говорит он. «Фольксваген груп рус» поддерживает все меры, направленные на стимулирование экспорта, лаконичен ее представитель. Поддерживает идею и директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям «Сан инбев» (российская «дочка» Anheuser-Busch Inbev) Ораз Дурдыев: снизится себестоимость, что стимулировало бы экспорт.

О нулевой ставке НДС компании просят очень давно, вспоминает сотрудник международного производителя товаров массового спроса. При экспорте проблем уже стало гораздо меньше, теперь будет проще заниматься реэкспортом, продолжает он, но проблем с переработкой все еще много. Основная – получить разрешение на процедуру, а также идентифицировать иностранные товары в продуктах переработки по Таможенному кодексу, говорит Парамонова. Механизм позволяет компаниям избежать высоких импортных пошлин, но перечень товаров, которые можно перерабатывать, ограничен, а подтвердить страну происхождения после переработки трудно, отмечает сотрудник международной компании. На идентификацию иностранных товаров в продуктах переработки уходит от нескольких дней до месяца.

В подготовке статьи участвовали Ирина Скрынник, Екатерина Бурлакова, Владимир Штанов, Филипп Стеркин