К чему готовит армию Сергей Шойгу

Учения в европейской части России должны продемонстрировать готовность продолжить военное давление на Украину

В понедельник министр обороны России Сергей Шойгу по приказу президента объявил о начале внезапной проверки Северного флота и части войск Западного военного округа. Во вторник эта проверка (с 2012 г. их уже проведено около десятка) была дополнена стратегическими командно-штабными учениями, которые охватили уже всю европейскую часть России. В ходе учений центральные органы Минобороны тренируются в выполнении планов, а «в поле» выводятся лишь отдельные подразделения и соединения, обозначающие выполнение приказов штабов. Судя по тому, какие подразделения выдвигались на этот раз, можно заключить, что отрабатывалось усиление обороны Крыма (инженерные войска навели паромную переправу через Керченский пролив), развертывание управления войсками Южного военного округа (была поднята бригада связи). На Балтике была укреплена оборона Калининградской области, куда были переброшены истребители и бомбардировщики и были подняты и приготовлены к переброске соединения ВДВ. Всего к проверке и учениям было привлечено 80 000 военнослужащих, порядка 12 000 единиц военной техники, в том числе 65 надводных кораблей, 15 подводных лодок и более 220 боевых самолетов и вертолетов.

Эти учения – демонстративный ответ на серию учений НАТО в Восточной Европе, прежде всего в Прибалтике и Польше, и на увеличение численности войск альянса, особенно американских, в этом регионе. Но, возможно, речь идет и о проверке планов в отношении Украины. Когда в конце февраля прошлого года началась внезапная проверка Западного и Центрального военных округов, Шойгу на вопрос о том, не связана ли она с ситуацией на Украине, ответил, что «в общем-то не связана». Фактически роль той проверки, как можно судить, заключалась в маскировке переброски отрядов сил спецназначения и десантников в Крым, где им предстояло блокировать украинскую армию.

Сейчас в Донбассе установилось хрупкое перемирие, но политический процесс зашел в тупик и прочных гарантий невозобновления военных действий нет. Украинская сторона открыто заявляет, что компромисса не ищет, власти самопровозглашенных ДНР и ЛНР партнерами по переговорам не являются, от них ждут лишь самоликвидации. ДНР и ЛНР самоликвидироваться не собираются, хоть и не исключают некоего вхождения в состав Украины. Лишь давление со стороны ЕС, в первую очередь Германии, удерживает стороны от возобновления военных действий. Возобновлению войны мешает и демобилизация на Украине, но это временный фактор. Возможно, проведенная проверка боеготовности должна продемонстрировать, что Россия не откажется от военного давления на Украину в случае провала февральских мирных договоренностей в Минске.