Логика силового регулирования

Артемьев будет проводить более жесткую политику по отношению к естественным монополиям

На прошлой неделе премьер-министр Дмитрий Медведев объявил о слиянии Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и Федеральной службы по тарифам (ФСТ). Реформа обсуждалась несколько лет. Возглавит нового мегарегулятора, который сосредоточит в себе конфликтующие задачи конкурентной и тарифной политики, руководитель ФАС Игорь Артемьев. ФСТ потеряет возможность отстаивать рыночные принципы формирования цен на услуги естественных монополий – «Газпрома», «Россетей», РЖД, «Транснефти» и др. Формально будет создана структура «сам себе конкурент»: ФАС будет устанавливать тарифы, а потом контролировать, не нарушается ли конкуренция, не слишком ли растут издержки потребителей. В таких условиях личностный фактор очень велик: многое будет зависеть от руководителя нового регулятора и его политической воли.

Артемьев никогда не скрывал приверженности идее силового регулирования работы госмонополий и их цен. «Ценообразование на газ в России не имеет ничего общего с рыночным ценообразованием», – жаловался в прошлом году Артемьев президенту Владимиру Путину на рост цен. «Вы больше так никогда не говорите. У нас рыночное ценообразование, понимаете, рыночное», – одернул тогда президент Артемьева. ФСТ под руководством Сергея Новикова, напротив, была далека от карательной работы с монополиями. А отношения ФАС и ФСТ всегда были напряженными, ведь дискриминация в большинстве случаев связана именно с ценообразованием в энергосетевых структурах и коммунальном секторе.

Правительство часто использовало ФАС для регулирования цен во время продовольственных кризисов, теперь Артемьев будет проводить более жесткую политику по отношению к естественным монополиям, и эта политика будет касаться и тарифного регулирования, и законодательства. «Артемьев – настоящий профессиональный боец», – характеризует руководителя антимонопольной службы федеральный чиновник. Его задача – снизить тарифное давление на экономику, сдерживать инфляцию, способствовать более прозрачному формированию тарифов. В целом ФСТ всегда выступала лоббистом корпораций, а ФАС – оппонентом, и объединение служб станет очередным давлением на монополии, договариваться с таким чиновником компаниям с госучастием, вероятно, будет сложнее. Но вот как Артемьеву удастся создавать правила игры и контролировать их исполнение, покажет только время.