Государство поможет НКО на понятийном уровне

Противовесом «иностранным агентам» станут «общественно полезные»

Идея государственной премии правозащитникам и благотворителям вроде бы близка к реализации. Президент должен в ближайшее время подписать указ, и один из чиновников говорит «Ведомостям», что это сигнал предпринимателям: мол, правозащитников и благотворителей можно и нужно поддерживать наравне с государством. Одновременно обсуждаются поправки в законодательство об НКО, в частности определение понятия «общественная польза». Общественно полезных, очевидно, также будут поддерживать, предполагается, что они будут забирать у государства какие-то социальные функции и даже конкурировать в этой сфере за госзаказ с бизнесом (интересно было бы посмотреть на это).

Предыдущие сигналы были противоположны. Долгие годы государство считало благотворительность бизнеса сокрытием наворованного и не спешило создавать для благотворительности условия (да и нынешние налоговые льготы сравнительно малы). Затем государство ввело категорию иностранных агентов, давая гражданам сигнал, что правозащитным НКО нельзя доверять (многие из них получали иностранную помощь и подпадали под размытое понятие политической деятельности). Совсем недавно появилась и категория нежелательных организаций, куда попадают иностранные благотворительные фонды. В результате ряд организаций приостановили деятельность.

Изобретение категории общественно полезных, вероятно, призвано исправить ситуацию. Будут ли это «общественно полезные агенты»? Понадобится ли понятие общественно вредных НКО? Достаточный ли сигнал – премия в 6 млн руб.?

Вместо того чтобы отменить репрессивные законы и оставить НКО спокойно работать в рамках общего права, власть придумывает новые словесные интервенции, которые якобы снизят эффект от репрессий.

Государственная помощь НКО росла в последние годы, замещая другие источники финансирования. Но это, как говорят специалисты, ставит под сомнение саму идею автономности третьего сектора. НКО ограничиваются в выборе целей, а часто и в выборе путей и средств. Передача им социальных функций во время кризиса похожа на желание государства сэкономить. НКО должны работать там, где государство не может. Государство же должно создать для НКО и благотворителей благоприятные условия, тем более в кризис.