Доля Google в рунете достигла исторического максимума

Что «Яндекс» и ФАС смогут противопоставить мобильным приложениям

Почти во всем мире слово Google является синонимом интернет-поиска. Конечно, есть люди, пользующиеся Bing от Microsoft или другими поисковиками, но Google, как правило, занимает больше 90% поискового рынка страны. Исключений немного, и среди них Россия, в которой с поиском в сети ассоциируется слоган «Найдется все» и компания «Яндекс».

«Яндекс» много лет занимает в рунете заметно больше половины рынка поиска, а Google удерживает статус второго игрока. Ситуация начала резко меняться в последние годы, когда россияне стали активнее пользоваться смартфонами и планшетами, в которых доминирует разработанная Google операционная система Android. По данным того же «Яндекса», доля Android в России превышает 80%. А по данным TNS, на мобильных устройствах самым популярным сервисом является поиск Google, а «Яндекс» занимает третье место. Это сильно отличается от расстановки сил в настольных компьютерах, где «Яндекс» занимает первую строчку в рейтинге самых популярных ресурсов рунета.

Благодаря популярности Android и «мобилизации» населения «Яндекс» начал активно терять долю рынка, а Google стал ее активно наращивать. Всего за год «Яндекс» потерял 3,2 пункта поисковой доли, следует из данных Liveinternet: в августе 2015 г. она составила 57%. Google за то же время прибавил целых 5,3 п. п., его доля на российском рынке достигла исторического максимума – 35,2%.

«Яндекс» уверен, что добиться этого рекорда Google смог не только благодаря хорошему качеству телефонов и планшетов, а еще и потому, что навязывает пользователям Android собственные сервисы – прежде всего поиск. Google вынуждает производителей мобильных устройств предустанавливать сервисы Google, счел «Яндекс» и пожаловался на Google в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). ФАС признала, что Google злоупотребляет доминирующим положением на рынке магазинов приложений. Теперь Google придется исправить соглашения с производителями и заплатить штраф – до 15% оборота магазина Google Play в России. Это решение стало прецедентом – аналогичное антимонопольное расследование против Google в Европе еще только ведется.

Изменит ли это решение позиции «Яндекса» и Google в рунете? Решение ФАС – только начало процесса, и теперь важно, как оно будет исполнено: пойдет ли Google в суд, выполнит наказ регулятора или будет искать обходные пути. Обойти решение не так сложно, считают некоторые участники рынка. Ведь Google заключает соглашения с производителями на международном уровне, на них указы российского ведомства не распространяются. Другое дело, что неисполнение решения ФАС может подпортить отношения Google с российскими властями. А у Google здесь немаленький бизнес: в 2014 г. ООО «Гугл» получило 14,7 млрд руб. выручки. Инвесторы отреагировали на решение ФАС позитивно: впервые за последние месяцы котировки «Яндекса» резко подскочили – на 13%. Аналитики заговорили о том, что у «Яндекса» появился шанс вернуть себе долю рынка годичной давности – 62%. Это снимет угрозу потери выручки вслед за долей рынка. Впрочем, позиции Android в России только укрепляются.