Продолжение кадровой реформы

Социолог Арина Дмитриева о логике сокращения вневедомственной охраны

Потребность в сокращении государственных расходов побудила продолжить то, что было начато в первую волну реформы полиции. Нынешняя кадровая реформа органов внутренних дел охватывает 110 000 человек. Треть из этих сокращений приходится на управленческий аппарат, 43 000 сокращаются в отделах вневедомственной охраны.

Институт вневедомственной охраны давно был предметом споров. Прежде всего потому, что этот институт противоречит основной цели полиции – обеспечивать равный уровень безопасности и защиты от преступности всем гражданам. Но избирательность работы полиции и забота о безопасности только тех граждан и организаций, кто заплатил за себя, противоречит целям полиции как государственного института. Изобретенная в середине XX в. схема оказания услуг безопасности по договорам вводила элементы рынка в плановую экономику. В рыночной экономике подобный гибрид стал явным атавизмом.

На сегодняшний день список объектов, подлежащих обязательной государственной охране, включает 103 позиции. С 2009 г., когда вышло распоряжение правительства, список менялся 12 раз, иной раз по два раза в месяц. Для учреждений и организаций, попадающих в этот список, устанавливался специальный режим тарификации. Если посмотреть разные редакции этого документа, то можно обнаружить много занимательных вещей. В отдельные периоды в этот список попадал, например, ансамбль «Березка», но не было ни Мариинского, ни Большого театра. Некоторое время в списке были близкие к правительству учебные заведения – Высшая школа экономики и Академия госслужбы. В последних редакциях распоряжения этих учебных заведений уже нет – в отличие, например, от ВТБ и Внешэкономбанка, организаций вполне коммерческих и, совершенно очевидно, способных оплатить охрану на рыночных основаниях. Сбербанк при этом обходится собственной службой охраны. Создавать собственные службы придется и другим организациям.

Сегодня вневедомственная охрана является одним из крупнейших подразделений полиции. В ней служит 123 000 человек, что почти на четверть больше, чем в ГИБДД. В структуру отделов вневедомственной охраны (ОВО) входят группы задержания, постовые, обеспечивающие пропускной режим на охраняемых объектах, дежурная часть, финансово-экономический отдел, юрисконсульты, инспектора, ответственные за заключение договоров, отдел кадров. Таким образом, на каждого постового работает еще большая управленческая машина. Реформа призвана сократить и эту часть.

Сохраняя группы задержания и заменяя живых людей тревожными кнопками на проходных, МВД стремится увеличить эффективность своей собственной работы. Ведь всем понятно, что работу по сбору контрольных листочков у посетителей публичной библиотеки, которую сегодня выполняют полицейские, вполне может выполнять и обычный вахтер, если у него под рукой есть кнопка и если гарантируется, что полиция на нее мгновенно среагирует.

Дальнейшим шагом стало бы объединение патрульно-постовой службы (ППС) и групп задержания ОВО, а также переформатирование и уплотнение всей системы патрулирования. Пока же группы задержания ОВО и патрули ППС ездят каждый своими маршрутами, закрывая весь населенный пункт. При этом подразделения не координируют движения по маршрутам и могут возникать ситуации, когда в одних и тех же точках оказываются одновременно и машина группы задержания ОВО, и машина ППС, тогда как другие районы остаются оголенными.

Там же, где посты необходимы, их могут организовать государственные ФГУП «Охрана», Росинкас, ведомственные службы охраны и частные охранные организации.

Большой проблемой российской полиции является недоукомплектованность личного состава. Несмотря на значительную номинальную численность полицейских, во многих подразделениях полиции «на земле» количество реально работающих сотрудников сильно не дотягивает до положенного по штатному расписанию. Службы участковых уполномоченных в отдельных регионах укомплектованы чуть больше чем наполовину. Но именно участковые занимаются профилактикой преступности во вверенном им районе – на них падает работа с запойными, досрочно вышедшими из мест заключения, разрешение семейных конфликтов. Сложность работы и постоянно расширяющийся перечень обязанностей участковых, а также высокие квалификационные требования делают заполнение этих вакансий трудной задачей.

В патрульно-постовой службе, где не такие строгие квалификационные требования, ситуация с кадрами немного лучше, но незаполненность штатных мест и там составляет до четверти в разных регионах. И эту проблему не решает даже то, что после реформы 2011 г. существенно поднялось денежное довольствие.

Сокращаемым сотрудникам вневедомственной охраны предлагают прежде всего заполнить свободные вакансии в органах внутренних дел. Хотя согласиться на такой перевод не очень легко – ведь придется покинуть уютный пост на проходной и отправиться решать реальные проблемы по поддержанию общественного порядка. Тем же, кого эта перспектива не очень радует, квалификация позволяет перейти в систему ведомственной или частной охраны с немедленным получением высшего, шестого квалификационного разряда и продолжать заниматься той же работой, но уже на открытом рынке.

Хотя речь идет о сокращении штата полиции, правильнее было бы говорить о кадровой реформе полиции, устранении несвойственных ей функций и одновременном повышении интенсивности работы остальных служб.

Автор – научный сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге