Бой в посудной лавке

Российские стратеги не учитывают всей сложности многостороннего конфликта на Ближнем Востоке

Участие России в гражданской войне в Сирии на стороне президента Башара Асада становится элементом повседневности. На днях один из центральных телеканалов передал долгосрочный прогноз погоды в этой стране. Ведущая пояснила зрителям, что ясное небо и слабый ветер благоприятствуют действиям российской авиации. Председатель думского комитета по обороне отставной адмирал Владимир Комоедов предположил, что в сирийской армии вскоре появится бригада, сформированная из российских добровольцев, ранее воевавших в Донбассе. «Комсомольцы-добровольцы, как поется в известной песне, – их не остановить», – сказал он «Интерфаксу». Вероятно, это личное мнение депутата, но нельзя исключить, что политические менеджеры готовят общественное мнение к наземной операции.

Расширение российского участия вызывает растущую нервозность участников параллельной коалиции против запрещенного в России ИГ. В понедельник МИДу пришлось извиняться за нарушение турецкой границы самолетом Су-30, ранее недовольство российской воздушной операцией высказывала Саудовская Аравия. Можно объявить демарши Анкары и Эр-Рияда происками США, но ситуация сложнее: подавляющее большинство населения Турции, Саудовской Аравии – мусульмане-сунниты. Сунниты – это около 90% мусульман, шииты и алавиты (последние составляют элиту современной Сирии) – немногим более 10%. В Сирии сунниты – это около 75% жителей.

Ошибочные удары по мирному населению, вызванные ошибками летчиков или умыслом союзников, почти неизбежность. ВВС США утверждают, что недавно атаковали госпиталь «Врачей без границ» в Кундузе (Афганистан) по координатам, переданным афганскими наводчиками.

Москва присоединилась к шиитско-алавитской коалиции Сирии, Ирана и отчасти Ирака, которые воюют против ИГ на территории, населенной преимущественно суннитами, не слишком вникая в сложности межконфессиональных отношений на Ближнем Востоке, отмечает востоковед Алексей Малашенко. Нежеланием бить по суннитам, вероятно, вызвана крайняя осторожность членов нынешней коалиции в ходе ее воздушных операций.

Промахи российских пилотов и жертвы среди мирных жителей вызовут обостренную реакцию мусульман. У России и так не самая лучшая репутация в исламском мире после Афганистана и Чечни. Нынешние удары, которыми Кремль стремится поддержать Асада, могут перенести раздражение миллионов суннитов с США на Россию. Кроме того, бомбардировки в Сирии при нынешних практиках госуправления в российских регионах, населенных мусульманами (они в подавляющем большинстве тоже сунниты), могут вызвать рост недовольства политикой государства и симпатий к ИГ.

Разговор про добровольцев показателен: советские военные под маркой добровольцев участвовали в боевых действиях в десятках стран мира, в том числе и в той же Сирии в 1980-х гг. Добровольцы на стороне Асада могут столкнуться с боевиками ИГ из числа россиян, которых там уже более 2000. У всей этой истории будет немало непредсказуемых последствий.