Кому нужно регулировать работу мессенджеров
Законопроект может быть примером совпадения интересов спецслужб и операторов связиНо для мобильных операторов мессенджеры – головная боль едва ли не большая. Распространение OTT-сервисов, использующих технологию передачи сигнала без контакта с оператором связи, уже несколько лет заставляет мобильных операторов думать о том, как не превратиться в трубу, перекачивающую трафик, зарабатывают на котором другие. Только в 2014 г. российские операторы недосчитались порядка 20 млрд руб., или около 2% доходов, а мировые – около $14 млрд. Летом отрегулировать мессенджеры предлагал глава «Мегафона» Иван Таврин – мол, они работают в серой зоне, вне принятого регулирования, пользуются незаслуженными преимуществами и могут быть использованы террористами.
Вот и сейчас пресс-секретарь президента Дмитрий Песков и глава Роскомнадзора Александр Жаров отрицают планы ограничения работы мессенджеров.
Законопроект о регулировании работы интернет-мессенджеров в России может быть примером счастливого совпадения интересов спецслужб и операторов связи.
Спецслужбы давно хотят получить контроль за контентом Skype, Viber, WhatsApp, Telegram и т. д. (причем не только в России). Skype передал ФСБ ключи шифрования в 2013 г., другие мессенджеры отказываются сотрудничать со спецслужбами.
В то же время на рынке есть понимание, что партнерство с ОТТ-сервисами лучше запретов и чрезмерного регулирования. В 2013 г. Роскомнадзор отказался ввести лицензирование для Skype и ряда других сервисов в ответ на просьбу МТС. В 2014 г. ФАС предлагала наделить операторов дополнительными полномочиями по регулированию трафика, но операторы убедили антимонопольную службу, что рынку необходимо саморегулирование.
Но подтверждают планы регулирования. Очевидно, тема деликатная.
Цивилизованные средства борьбы за трафик известны. Во-первых, это создание партнерств с OTT-компаниями, обязующих их делиться с операторами прибылью (об этом говорил Марк Цукерберг на последнем Mobile World Congress). Во-вторых, продажа пакетных тарифов – в октябре «Билайн» первым в России объявил о партнерстве с WhatsApp в рамках такой программы. В-третьих, создание собственных мессенджеров. Российские операторы пытаются запускать собственные сервисы (UMS от «Мегафона» существует с 2012 г., «МТС Сonnect» заработает 14 декабря), но конкурировать с OTT-сервисами они пока не могут.
Если законодательные ограничения работы мессенджеров будут когда-нибудь введены, они позволят и спецслужбам, и операторам кратковременно упростить себе жизнь. Но обернется это, как обычно в таких случаях, торможением развития рынка. Впрочем, таким экстравагантным способом чиновники могут решить проблему интернет-просвещения пользователей. На днях готовящийся к пожизненной блокировке портал RuTracker проводил для своих посетителей учения по ее обходу. Может быть, новости о проектах регулирования – что-то вроде учений для пользователей мессенджеров?