Кому нужно регулировать работу мессенджеров

Законопроект может быть примером совпадения интересов спецслужб и операторов связи

Но для мобильных операторов мессенджеры – головная боль едва ли не большая. Распространение OTT-сервисов, использующих технологию передачи сигнала без контакта с оператором связи, уже несколько лет заставляет мобильных операторов думать о том, как не превратиться в трубу, перекачивающую трафик, зарабатывают на котором другие. Только в 2014 г. российские операторы недосчитались порядка 20 млрд руб., или около 2% доходов, а мировые – около $14 млрд. Летом отрегулировать мессенджеры предлагал глава «Мегафона» Иван Таврин – мол, они работают в серой зоне, вне принятого регулирования, пользуются незаслуженными преимуществами и могут быть использованы террористами.

Законопроект о регулировании работы интернет-мессенджеров в России может быть примером счастливого совпадения интересов спецслужб и операторов связи.

Спецслужбы давно хотят получить контроль за контентом Skype, Viber, WhatsApp, Telegram и т. д. (причем не только в России). Skype передал ФСБ ключи шифрования в 2013 г., другие мессенджеры отказываются сотрудничать со спецслужбами.

В то же время на рынке есть понимание, что партнерство с ОТТ-сервисами лучше запретов и чрезмерного регулирования. В 2013 г. Роскомнадзор отказался ввести лицензирование для Skype и ряда других сервисов в ответ на просьбу МТС. В 2014 г. ФАС предлагала наделить операторов дополнительными полномочиями по регулированию трафика, но операторы убедили антимонопольную службу, что рынку необходимо саморегулирование.

Вот и сейчас пресс-секретарь президента Дмитрий Песков и глава Роскомнадзора Александр Жаров отрицают планы ограничения работы мессенджеров.

Но подтверждают планы регулирования. Очевидно, тема деликатная.

Цивилизованные средства борьбы за трафик известны. Во-первых, это создание партнерств с OTT-компаниями, обязующих их делиться с операторами прибылью (об этом говорил Марк Цукерберг на последнем Mobile World Congress). Во-вторых, продажа пакетных тарифов – в октябре «Билайн» первым в России объявил о партнерстве с WhatsApp в рамках такой программы. В-третьих, создание собственных мессенджеров. Российские операторы пытаются запускать собственные сервисы (UMS от «Мегафона» существует с 2012 г., «МТС Сonnect» заработает 14 декабря), но конкурировать с OTT-сервисами они пока не могут.

Если законодательные ограничения работы мессенджеров будут когда-нибудь введены, они позволят и спецслужбам, и операторам кратковременно упростить себе жизнь. Но обернется это, как обычно в таких случаях, торможением развития рынка. Впрочем, таким экстравагантным способом чиновники могут решить проблему интернет-просвещения пользователей. На днях готовящийся к пожизненной блокировке портал RuTracker проводил для своих посетителей учения по ее обходу. Может быть, новости о проектах регулирования – что-то вроде учений для пользователей мессенджеров?