Ритуальная помощь малому бизнесу

Государство не может ждать, пока бизнес вырастет – очень уж кушать хочется

Владимир Путин посетил форум «Малый бизнес – национальная идея?», проводимый «Опорой России», и похвалил предпринимателей за стойкость в трудной ситуации. Президент пообещал повысить порог ущерба для тяжких экономических преступлений, «разобраться» с определением «незаконное предпринимательство».

Государство не раз пыталось облегчить жизнь предпринимателей. Программы поддержки малого и среднего бизнеса пишутся регулярно, обещания снизить число проверок и проверяющих даются ежегодно. С 1 августа 2015 г. действует трехлетний мораторий на проверки контролирующими органами малых предприятий (оборот до 60 млн руб. в год), если в их отношении не ведется уголовное или административное расследование. Регионы с 1 октября 2015 г. имеют возможность снизить налог для плательщиков упрощенной системы налогообложения с 6 до 1%. Муниципалитеты получили право снижать налог на вмененный доход с 15 до 7,5%. С января 2016 г. производители молочных продуктов, хлеба, кондитерских изделий и изделий из кожи могут перейти на льготное патентное обложение. Зарегистрированные с января 2015 г. ИП в науке, производстве и социальной сфере получили налоговые каникулы на три года.

Но, одной рукой ослабляя давление на бизнес, другой государство вводит все новые налоги и сборы. С 2015 г. малые и средние предприятия должны платить налог на недвижимость по кадастровой стоимости, введен экологический сбор за утилизацию опасных материалов, напоминает первый вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин. Сбор с большегрузных автомобилей ударил по транспортному бизнесу и торговле, повысил цены на множество товаров и услуг.

С 1 января 2016 г. увеличена на 65% ставка утилизационного сбора с транспортных средств. Предложения предпринимателей ввести мораторий на выплату сборов и налогов, введенных после 2015 г., пока не получили ответа.

Третьей рукой государство (кто сказал, что у него всего две руки?) сажает предпринимателей в тюрьму, участвуя в том числе в схемах отъема активов. По данным аппарата бизнес-омбудсмена, число арестованных по экономическим статьям выросло с 3424 в 2013 г. до 5183 за семь месяцев 2015 г. Число осужденных бизнесменов увеличилось с 5648 до 5804.

Государственная машина и государственная экономика в кризис не могут ждать; сегодня чиновники понимают, что надо дать свободу бизнесу, но уже завтра приходят, чтобы снять с него в лучшем случае налоги, в худшем – отпечатки пальцев. Глава ВТБ Андрей Костин был циничен, но правдив в своем знаменитом заявлении: «Если сегодня малый и средний бизнес не востребован в стране, если для них нет поля деятельности – какой смысл кредитовать, это будут только невозвратные долги».

Президент сказал предпринимателям, что не может быть низких кредитных ставок «при определенной ситуации на рынках, в экономике». Действительно, при нынешней инфляции ожидать снижения ставки ЦБ и кредитных ставок банками глупо. Плохо, что российская власть не признает своего участия в доведении экономики до такого состояния.