Мало среднего и много малого

Вера Баринова, Степан Земцов и Татьяна Ланьшина из РАНХиГС о приоритетах поддержки среднего бизнеса

Двадцать первого ноября президиумом Совета при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам был утвержден паспорт проекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», основная цель которого – обеспечение занятости населения. В рамках проекта предусмотрен ряд мер, согласующихся с разработанной при непосредственном участии РАНХиГС в 2016 г. Стратегией развития малого и среднего предпринимательства (МСП) в России на период до 2030 г. В частности, это меры по обеспечению доступа субъектов индивидуального и малого предпринимательства (ИМП) к закупкам, доработка и расширение охвата действия бизнес-навигатора для малых и средних предприятий, развитие системы «одного окна» предоставления услуг, сервисов, мер поддержки субъектам ИМП, развитие системы кадровой поддержки малых предприятий, гарантийная поддержка субъектов ИМП и объектов инфраструктуры поддержки МСП.

Федеральный центр предпочитает принимать меры по поддержке малого бизнеса, не обращая достаточного внимания на средний.

Приоритетный проект предполагает также прорывные для России направления поддержки, например содействие развитию женского предпринимательства и содействие развитию компетенций участников и победителей чемпионатов союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Ворлдскиллс Россия» (WorldSkillsRussia).

Но из целевой аудитории проекта исключены средние предприятия. Проект, таким образом, направлен на реализацию только одной группы целей Стратегии МСП без учета необходимости структурной, географической и отраслевой диверсификации сферы МСП и повышения производительности труда на средних предприятиях. Подобная приоритизация достаточно спорна, поскольку вопросы обеспечения занятости и развития малых и микропредприятий могут решаться, прежде всего, на муниципальном и региональном уровнях.

Необходимым условием для этого должен стать перевод федерального стратегического видения на региональный уровень путем пересмотра региональных стратегий и программ в соответствии с федеральной Стратегией МСП. Большинство регионов не предприняло никаких действий после принятия федеральной стратегии, за исключением Томской области, где разрабатывается дорожная карта, и некоторых других.

Причина плохой реализации федеральных нормативно-правовых актов на уровне регионов и муниципалитетов – низкая ресурсная обеспеченность. Возлагаемые на региональные власти обязанности и полномочия не всегда сопровождаются адекватным финансированием со стороны федерального центра, аналогичная ситуация складывается и между регионами и муниципалитетами.

Для обеспечения развития ИМП и создания новых рабочих мест необходимо создание стимулов развития малых и средних предприятий на региональном и местном уровнях: передача налогов, собранных с предприятий, находящихся на специальных налоговых режимах, на местный уровень или их перераспределение с учетом числа рабочих мест в муниципалитетах; введение ключевых показателей эффективности для местных чиновников с увязкой размера фонда оплаты труда с усилиями по развитию малых и средних предприятий на территории. Позитивную роль может сыграть формирование рекомендаций по региональной дифференциации мер поддержки малых и средних предприятий в зависимости от показателей экономического развития и состояния сферы МСП в регионе: высокие показатели должны быть основанием создания новых объектов инфраструктуры и предоставления субсидий, низкие показатели – основанием для применения менее затратных мер поддержки, например микрофинансирования и обучения предпринимательству.

С нашей точки зрения, на федеральном уровне в целях поддержки предпринимательства следует отдать приоритет именно мерам по поддержке и стимулированию средних производственных компаний (включая средние быстро растущие «газели»). Во-первых, дискуссия о поддержке среднего бизнеса в России в основном ведется в связке с малым бизнесом, при этом специфике и запросам среднего бизнеса, как правило, уделяется недостаточно внимания. Во-вторых, масштабы деятельности средних предприятий уже достаточны не только для создания новых рабочих мест, но и для внедрения инноваций и создания мультипликативного эффекта в виде ускоренного развития окружающих их малых компаний – поставщиков товаров и услуг.

Сейчас реализуется приоритетный проект Минэкономразвития РФ по поддержке частных высокотехнологических компаний-лидеров, которые в будущем должны стать «национальными чемпионами». Но программа ориентирована лишь на небольшое число компаний и на малое число отраслей.

Для средних компаний актуальны масштабные меры, связанные с инфраструктурной поддержкой, созданием рынков сбыта, расширением доступа к финансированию. Примерами таких мер являются ревизия и учет имеющихся объектов, открытие готовых индустриальных площадок, парков поставщиков; централизация управления инфраструктурой поддержки, внедрение показателей эффективности управления инфраструктурными объектами; выстраивание системы «экспортного лифта»; льготные процентные ставки для быстро растущих средних предприятий, в том числе для предприятий, решающих задачи по обеспечению национальной технологической безопасности.

Авторы – заведующая Лабораторией исследований корпоративных стратегий и поведения фирм, старший научный сотрудник и научный сотрудник РАНХиГС