Нечаянная надежда глобалистов

Зачем Си Цзиньпин примеривается к роли лидера процесса глобализации

Выступление председателя КНР Си Цзиньпина на форуме в Давосе прозвучало как еще одна заявка на новую роль Китая в глобальной системе международных отношений. Председатель Си призвал мировых лидеров не отказываться от глобализации из страха перед ее негативными эффектами и «не запираться в темной комнате протекционизма». Эти слова звучат в очень специфический момент, а китайский лидер, произнося их, производит особенно выгодное впечатление, причем как в мире, так и в Китае.

Ощущение дестабилизации системы глобального управления сегодня куда ощутимее, чем когда бы то ни было. Мир всерьез обеспокоен заявлениями Дональда Трампа, под знаком грядущей инаугурации которого проходит нынешний форум (причем заявления о готовности ввести 45%-ную пошлину на китайские товары и отказаться от политики «одного Китая» вызвали острую реакцию даже внутри США, в том числе со стороны крупных политиков и корпораций). Это ощущение дестабилизации укрепляет отсутствие на форуме большинства мировых лидеров. Не до выступлений в Давосе Ангеле Меркель, Франсуа Олланду, Владимиру Путину. Председатель Си приезжает в Давос впервые и мгновенно оказывается в роли единственного ответственного лидера, ратующего за сотрудничество.

В последние годы Китай все отчетливее претендует на роль активного участника формирования правил глобального управления, а не пассивной стороны, принимающей выработанные другими правила, и не обструкциониста, их бойкотирующего, говорит глава Азиатской программы Московского центра Карнеги Александр Габуев. Примеры такого рода заявок – Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и проект Экономического пояса Шелкового пути.

Си Цзиньпин уже выступил в роли лидера процесса глобализации на сентябрьском на саммите G20 в Ханчжоу, проходившем под впечатлением от Brexit, срыва переговоров по Трансатлантическому партнерству (ТТП) и заявлений кандидатов в президенты США об отказе поддержать проект ТТП. Этот курс был продолжен на саммите АТЭС в ноябре, когда в ответ на обещание Трампа выйти из соглашения по ТТП Китай выступил с призывами интенсифицировать процесс создания зоны свободной торговли АТР и расширить соглашения о Всестороннем региональном экономическом партнерстве (его воспринимают как альтернативу ТТП).

Это не только внешнее позиционирование Китая как активного участника глобального взаимодействия, но и внутреннее позиционирование Си как ответственного лидера, не испугавшегося поучить уму-разуму западных толстосумов. Второе особенно важно для китайского лидера, готовящегося к XIX съезду КПК осенью этого года, на котором он, вероятно, постарается закрепить за собой власть дольше, чем традиционные для китайской системы 10 лет.

Вместе с тем за словами Си не видно глобальной повестки, кроме того что Китаю ни к чему ссориться с США, кто бы там ни был президентом. Но региональная интеграционная повестка есть – и уход Штатов закрепляет тут лидерство Китая. Ну а политическая система КНР позволяет Си не говорить о защите своих производителей – смена власти от этого прямо не зависит, да и производители сами прекрасно знают свои возможности защиты.

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)