Кто-то сделает страну лучше

Россияне не строят личных планов, но уверены, что через 20 лет все будет хорошо

Планирование будущего некомфортно для жителей России. Как следует из результатов исследования фонда «Общественное мнение» (ФОМ), почти половина опрошенных (48%) строят планы только на год и меньше, каждый пятый (20%) – на 3–5 лет, только у каждого 50-го есть планы на 20 лет вперед. Каждый четвертый (24%) вообще не строит никаких жизненных планов.

Схожие данные и у «Левада-центра». Как писал социолог «Левады» Денис Волков, регулярные опросы показывают, что «на много лет вперед» строит планы только каждый 20-й, на год-два – каждый третий (33%), а 46% «не знают, что будет даже в ближайшие месяцы». Самый дальний горизонт планирования у людей с высоким социальным статусом и высоким доходом: руководителей, управленцев. Одним днем живут, как правило, люди из социально ущемленных групп – беднейшие, пожилые, малообразованные и проч. Молодежь, у которой впереди вся жизнь, строит планы только на ближайшие год-два. Причины такого поведения Волков видит в ничтожном, в представлении большинства, влиянии обычного человека на происходящее в стране – единственным актором называется власть.

При этом общие ожидания от будущего вполне оптимистичны. По данным ФОМа, больше половины (59%) жителей (как довольных, так и недовольных текущим положением дел) думают, что через 20 лет жизнь в стране станет лучше, ухудшения ждут только 7%. Почти половина (47%) полагают, что к лучшему изменится жизнь и в их конкретном городе или селе, столько же верят, что образование станет более качественным, а 52% – что это произойдет с медициной, 49% думают, что оздоровится экономика.

Треть (31%) думают, что жизнь станет спокойнее и безопаснее, но каждый второй – что она останется такой, как сейчас.

Этот разрыв между общей уверенностью в далеком светлом будущем и фактической невозможностью прогнозировать завтрашний день можно, конечно, объяснять религиозным сознанием, или квазирелигиозным. Наша религия – патернализм. Даже если россияне не верят в Бога, они надеются, что власть как единственный политический и экономический актор решит их проблемы. Не очень понятно, как она это сделает и сделает ли в ближайшее время. Как пишет Лев Гудков, в головах у людей одновременно уживаются два мотива – государство должно «заботиться о людях» и «государство непременно обманет».

Обязательства социального государства в последнее время неоднократно менялись. У власти нет внятной картины желаемого будущего, которая могла бы сплотить страну. В лучшем случае это продленное в будущее настоящее, его консервация, отказ от перемен или же изменения незначительные, косметические – так, чтобы ничего не менять.

Поэтому рядовой гражданин не может нарисовать для себя четкий путь в будущее. Но прогресс-то не остановить, по-прежнему считает он. Прогресс нам должен. Как-то все наладится, кто-то сделает мир и страну лучше, как кто-то уберет окурок на улице, мимо которого мы проходим.