Tele2 и ценообразование в Москве

Как столичные сотовые операторы готовятся к появлению нового конкурента

Чем ближе дата запуска сети Tele2 в Москве, тем больше телодвижений совершают ее конкуренты, пытаясь заранее приспособиться к новой структуре сотового рынка столицы. «Мегафон» в преддверии прихода на московский рынок конкурента-дискаунтера сделал совершенно бесплатным общение внутри сети, надеясь покрепче привязать к себе уже существующих абонентов, их родных и знакомых. А МТС, наоборот, решила сделать Tele2 своим союзником в войне против розничных проектов «Вымпелкома» и «Мегафона»: она собирается воскресить бренд «Телефон.ру» (одноименную сеть МТС купила во время кризиса 2008–2009 гг.) и сделать новую сеть мультибрендовой – продавать там помимо своих контрактов еще и контракты Tele2.

Компания «Т2 РТК холдинг», объединившая под своим брендом активы «Tele2 России» и «Ростелекома», уже работает на большей части России – по словам ее представителя, сети действуют более чем в 60 регионах страны (из 85, если считать Крым и Севастополь, где конкуренты Tele2 не работают). По данным AC&M-Consulting, доля Tele2 в Петербурге (по количеству обслуживаемых sim-карт) составляет 17%. Столько же Tele2 занимает и на региональном рынке. Если предположить, что и в Московском регионе доля четвертого игрока со временем будет не ниже 17%, то Tele2 предстоит подключить здесь около 6,5 млн абонентов, или около 20% от всех абонентов, которых оператор обслуживает сейчас. И это будут более доходные абоненты, чем в регионах. Так, «Вымпелкому» столичный регион приносит 40% доходов в России, рассказывал ранее его топ-менеджер. При этом согласно отчету AC&M-Consulting, на Москву и область приходится менее 25% российской абонентской базы оператора.

Правда, возможно, Tele2 и «большой тройке» придется смириться с падением доходности столичных абонентов. По расчетам Федеральной антимонопольной службы (ФАС), появление четвертого игрока сильно снижает цены на связь. Дороговизну мобильной связи в Москве ФАС объясняла именно тем фактом, что здесь работают только три оператора, в отличие, например, от Петербурга. Так что, похоже, эксперимент по выходу четвертого оператора на зрелый, насыщенный рынок Москвы будет выгоден столичным абонентам вне зависимости от его результата для Tele2. И возможно, еще до старта четвертого оператора мы услышим о новых инициативах «большой тройки» по снижению цен для столичных абонентов.

Автор – редактор отдела «Технологии и телекоммуникации» газеты «Ведомости»