Аналитика / Правила игры
Статья опубликована в № 3926 от 28.09.2015 под заголовком: Правила игры: Обратный карго-культ

Обратный карго-культ

Чем отличается пропагандистский телеканал от Олимпиады
Константин Сонин

В середине сентября популярное американское издание The Daily Beast опубликовало большую статью о российском телеканале Russia Today (RT), вещающем на иностранных языках. Оказывается, канал, на построение которого потрачено за 10 лет чуть ли не $2 млрд (что, в самом деле?), имеет гораздо меньшую аудиторию, чем рассказывает о себе.

Кому-то этот проект покажется аналогом сочинской Олимпиады – этот кто-то назовет пропагандой и то и другое. Мне здесь видится принципиальная разница. Можно сомневаться в том, нужно ли было проводить Олимпиаду, необходимо вникать, как были потрачены большие деньги, но нет никаких сомнений, что были построены замечательные и красивые спортивные объекты. (Точно так же у меня нет никаких сомнений, что к чемпионату мира по футболу 2018 г. российские города получат, пусть и дорого, прекрасные и современные стадионы.) Однако RT – это не дорогостоящий телеканал, это дорогостоящий проект, который выглядит как телеканал. The Daily Beast пишет о том, что нет серьезных доказательств, что канал кто-то смотрит (понятно, что при наличии сотен телеканалов на выбор одного присутствия в пакете недостаточно). Но даже если кто-то смотрит, очевидно, что канал не выполняет базовых функций СМИ: даже о России, не говоря уже об остальном мире, у него никогда, на мой взгляд, не было важных эксклюзивных новостей, его комментаторы никогда не давали поводов для серьезной реакции. А рядом на наших глазах телеканал «Аль-Джазира», управляемый и частично финансируемый правящей династией Катара, стал важным источником новостей и комментариев о происходящем в арабском мире – прежде всего потому, что умел добывать важную информацию, которой не было ни у какого другого источника, и собирать комментарии тех, к чьему мнению прислушиваются.

В политическом обиходе у нас уже прижился термин, заимствованный у антропологов, изучавших поведение примитивных обществ в ХХ в., – «карго-культ». Метафора из условной истории про условных дикарей, которые, видя, что самолет, построенный «белыми людьми», привозит товары, строят деревянный макет самолета, чтобы вызвать появление товаров. Вот RT и есть карго-культ в чистом виде.

Однако это не конец истории. Говоришь об этом с российскими коллегами и слышишь возражение: мол, за границей такие же точно телеканалы. И BBC, и Fox News, и CNN. Такой вот обратный карго-культ: да, наши макеты не вызовут появления товаров, но и настоящие самолеты товаров не привезут, потому что их нет, настоящих самолетов. Там такие же деревянные макеты.

Обратный карго-культ, конечно, помогает жить. Не нужно учиться делать настоящий телеканал, надо только рассказывать заказчику, что настоящий – он так и выглядит. (А с футбольным стадионом так не получится, потому что болельщик разберется, настоящий он или нет.) Но на самом деле есть телеканалы, находящие новости, отбирающие важные сюжеты и приглашающие серьезных комментаторов. Также есть на самом деле настоящие, летающие самолеты.

Автор – профессор Чикагского университета и НИУ Высшая школа экономики