Русь многоконфессиональная

Как россияне относятся к представителям разных религий
Вероисповедание человека, свобода совести из частного дела, как это было установлено Конституцией, нередко превращается в вопрос политический

Известно, что большинство жителей России в вопросе о национальности относят себя к «русским», а в вопросе о вероисповедании – к «православным». В этом некоторые люди видят основание называть Россию «православной страной». Другие считают, что правильнее называть ее страной многоконфессиональной. Вопрос не праздный. Вероисповедание человека, свобода совести из его частного дела, как это было установлено нашей Конституцией, теперь нередко превращается в вопрос политический, вопрос общественный.

Борис Ельцин, выходец из КПСС, кажется, ощущал перед православной церковью вину за гонения, которые она претерпела от его партии. Он предпринял символический шаг: предстал перед телекамерами со свечкой на молебне в православном храме. Хотя статья 14 ельцинской же Конституции гласила: «Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Он осуществлял и практические меры – при нем православная церковь начала возвращать себе отнятое большевиками. При его преемнике обе тенденции нашли активное продолжение. В итоге россияне получают два сигнала насчет того, есть ли у какой-либо религии и церкви приоритет в России или нет. Один идет от первых лиц по телевизору. Другой из чтения Конституции, согласно которой «религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».

Проведенный недавно опрос хорошо показывает, какой в итоге получается результат. А именно, как россияне считают правильным отвечать на вопросы об их отношении к людям с различными убеждениями в вопросах веры. Задано семь вопросов об отношении к православным, мусульманам, католикам, протестантам, иудеям, «последователям восточных религий» и атеистам. Среди отвечающих, как и среди всех взрослых жителей России, напомним, большинство относят себя к православным.

Посмотрим, что они сообщают об отношении к прочим конфессиям. Затруднились отвечать об отношении к мусульманам 12%. В остальных случаях затруднившихся больше: почти 20% не знают, что сказать о своем отношении к редко встречавшимся им иудеям и последователям «восточных религий» (интересно, кстати, что, судя по этому показателю, атеисты в современной России оказываются такой же экзотической группой).

Уровень проявляемых негативных чувств в адрес «других» невысок. Суммарная доля ответов об «опасениях» и «неприязни» варьируется от 5 (в адрес католиков) до 13% (в отношении к мусульманам). Уклончивый ответ – отношусь «с противоречивыми чувствами» – выбирали в применении к иудеям и мусульманам по 17%, в прочих случаях реже. Главный по частоте ответ (33–40%) про то, какие мы: мы относимся ко всем «с доброжелательностью». Чуть реже (24–34%) выбирали более строгую формулу «с уважением».

И вот об отношении православных к «своим», к православным. Тут нет затруднений (5%), «противоречивых чувств» (2%), «неприязни» (1%) и «опасений» (0%). Доброжелательности столько же, сколько к другим (32%). Но «уважения», уж позвольте, как никому – 60%.

Автор – руководитель отдела социокультурных исследований «Левада-центра»