Крис Датук Тан: «Что будет, если подавать заявку на патент каждый раз, когда вам в голову приходит идея?»

Надо ли компаниям свободно делиться интеллектуальной собственностью?
Крис Датук Тан / Личный архив

Мир технологий развивается беспрецедентными темпами. Главное сегодня – экспериментальное обучение и инновационное мышление. Эксперты из смежных областей поняли, что их знания и опыт могут быть полезны и в соседней сфере: «Может быть, мы смотрели на проблему в совершенно ином ключе? Как мы можем открыть для себя абсолютно новый опыт и знания, которые позволят нам создавать ноу-хау и развивать новые навыки и способности»?

Интеллектуальная собственность сегодня может принимать самые разные формы: креативный контент, искусство и музыка, клинические исследования, разработка продуктов и т. д. Но представьте себе, что вы подаете заявление на выдачу патента каждый раз, когда вам в голову приходит оригинальная идея.

С одной стороны, улучшенная система защиты интеллектуальной собственности принесет пользу как бизнесам, так и стране – благодаря прорывам в научных исследованиях и росту расходов на R&D. С другой – чтобы иметь динамичную и инновационную экосистему, модель открытых инноваций должна поощрять ускоренное распространение и внедрение технологий. Я верю в смешанный подход: прорывные и тянущие на Нобелевку исследования, результатом которых становятся новые объекты интеллектуальной собственности, правительство и бизнес должны защищать любой ценой, а общество и бизнес должны добровольно принять более прозрачную инновационную модель для разработки новых продуктов и решений.

Илон Маск заявил, что готов поделиться патентами Tesla на электромобили во благо человечества и для борьбы с глобальным потеплением через ускоренное внедрение электромобилей по всему миру. Это хорошо для человечества, но я подозреваю, что его акционеры будут крайне раздосадованы тем фактом, что он отказался от своего преимущества над конкурентами.

Если мы говорим о креативном контенте, то ваш креативный контент используется по вашему согласию или без него. Вы можете получать за него материальное вознаграждение – например, часть от рекламной прибыли. А можете – нематериальное, как, к примеру, более элитный статус на платформе (такую модель используют Facebook, «В контакте», YouTube, Instagram, Twitter и т. д.). Кроме того, есть платформы, которые позволят монетизировать ваш контент за счет сделок по его продаже.

Сегодня система вознаграждений стала менее осязаемой: создатели контента получают вознаграждение не только деньгами, но и другими способами, а инфлюенсеры делают сумасшедшие вещи, чтобы увеличить число своих подписчиков. Мы видим, как индустрия креативного контента переходит от разработки контента на основе каналов к разработке контента на основе взаимодействия и опыта.

Если вы посмотрите на мобильное интернет-пространство, похожие приложения публикуются в App Store и Google Play Store каждый день. Как компании и стартапу преуспеть в такой переполненной контентом среде? Мой совет стартаперам и предпринимателям – прежде чем приступать к цифровому маркетингу и промоакциям, вырастите свое собственное сообщество потенциальных клиентов, даже если оно немногочисленное и слишком нишевое. Сосредоточьтесь на разработке качественного контента, который привлекает ваше сообщество, и медленно наращивайте это влияние и охват этого сообщества, в конечном итоге создавая «экосистему» вокруг него либо путем сотрудничества, либо путем предложения новых продуктов и услуг.

Крис Датук Тан, директор по развитию проектов Института PEMANDU при аппарате премьер-министра Малайзии