Россия закрыла радар в азербайджанской Габале

Россия закрыла радар в азербайджанской Габале – стороны не договорились о цене на его аренду

МИД России официально уведомил МИД Азербайджана о прекращении с 9 декабря этого года работы радиолокатора системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) вблизи азербайджанского города Габала. Информацию о прекращении работы радара подтвердил «Ведомостям» и источник в Минобороны России. Этот радар после распада СССР перешел в собственность Азербайджана и арендовался Россией по соглашению 2002 г. за $7,5 млн в год, а российский персонал имел статус сотрудников аналитического центра.

В 2007 г. Россия на фоне усиления споров с США в связи с планами администрации Буша по созданию позиционного района ПРО в Польше и радара в Чехии предложила американцам использовать этот радар для оценки угроз с южного направления – официально США разворачивали свою ПРО против Ирана. А в прошлом году российское Минобороны предложило Азербайджану фактически построить в Габале радар СПРН нового типа – «Воронеж-ДМ», аналогичный тем, которые строятся в России.

Однако азербайджанская сторона, по словам источника в российском Минобороны, подняла на переговорах вопрос о повышении аренды до $300 млн, что сопоставимо со стоимостью нового радара СПРН и неприемлемо для России. После этого российская сторона в начале этого года сообщила азербайджанцам, что на таких условиях арендовать радар она не будет, и нота МИД России завершает историю габалинского радара.

По словам члена общественного совета при Минобороны Руслана Пухова, ущерба для российской СПРН от отказа от Габалы нет: в настоящее время построена и тестируется более совершенная РЛС типа «Воронеж-ДМ» в Армавире. Сейчас она находится в опытной эксплуатации.

Мотивами азербайджанской стороны при решении о выдвижении неприемлемых для России условий вряд ли было желание просто заработать, говорит собеседник «Ведомостей» из Минобороны России. Тем самым Баку подчеркивал лояльность США, кроме того, азербайджанские власти планируют развитие в Габале туристического кластера и опасались, что существование противоракетного радара с учетом роста напряженности вокруг ракетной программы Ирана может отпугнуть туристов.