Госдума поправит президентскую амнистию технически и лингвистически

Концептуальных изменений, предложенных депутатами и правозащитниками, в проекте не будет
Амнистия пройдет в очерченных президентом рамках/ ANDREY SMIRNOV/ AFP

Комитет Госдумы по уголовному законодательству в понедельник рекомендовал палате принять 22 апреля в первом чтении президентский проект амнистии по случаю 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. В целом постановление будет принято до конца этой недели. Вносившие свои варианты амнистии ЛДПР и «Справедливая Россия» поддержат президентский проект. Согласно этому документу на свободу выйдут осужденные и подследственные, совершившие преступления небольшой и средней тяжести (наказание не более пяти лет лишения свободы), осужденные с отсрочкой наказания и те, чье наказание не связано с лишением свободы. Кроме того, под амнистию подпадут до 50 000 осужденных, которым на день окончания исполнения постановления останется менее года до истечения срока заключения. Предусматривается освобождение лиц, осужденных на срок до пяти лет включительно, совершивших преступления по неосторожности, ветеранов афганской и чеченской войн и чернобыльцев, ряда категорий тяжелобольных и социально незащищенных граждан.

Единоросс Рафаэль Марданшин на заседании комитета поднял вопрос об амнистии для осужденных по статье о мошенничестве в предпринимательской деятельности (ч. 4 ст. 159 УК). «Об этом стоит подумать, данная категория сроком до пяти лет относится к средней тяжести и подпадает под амнистию, но исключена из нее. Хотя, конечно, недавно была «предпринимательская» амнистия к юбилею Конституции, а к 70-летию Победы под нее подпадают другие случаи, больше связанные с защитниками Отечества и военными», – рассказал Марданшин «Ведомостям». Присутствовавший на заседании председатель президентского Совета по правам человека (СПЧ) Михаил Федотов снова выступил за проведение административной амнистии: ранее СПЧ уже предлагал освободить от административных взысканий всех граждан, привлеченных за правонарушения в области дорожного движения.

Не забудем, не простим

Сегодня Госдума примет в первом чтении законопроект об увеличении общего срока давности привлечения к административной ответственности до шести месяцев. Сейчас он составляет в зависимости от правонарушения два или три месяца.

Некоторые поправки в профильном комитете готовятся: например, прорабатывается применение нескольких оснований для амнистии, знает собеседник, близкий к аппарату комитета. В президентском проекте предусмотрена амнистия лишь по одному основанию и ничего не говорится о случаях, когда, например, осужденный одновременно и онкобольной, и одинокий отец, объясняет он. Вопрос о применении двух разных оснований важен и для того, чтобы избежать пересечения амнистии и помилования, говорит собеседник: это реальная, хотя и редкая проблема, потому что нет ответа на вопрос, как быть с тем, кого одновременно помиловали и он подпадает под амнистию. Также в комитете могут скорректировать нормы о том, как применять амнистию к делам, которые уже начал рассматривать суд. Кроме того, в заключении комитета предлагается включить в перечень общественно опасных статей, на которые не распространяется амнистия, ст. 222.1 и 223.1 УК – незаконное приобретение, сбыт, хранение, изготовление взрывчатых веществ или взрывных устройств и обращение фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий.

«Идея административной амнистии может существовать, но мы обсуждаем амнистию по уголовным статьям, поэтому она противоречит концепции», – прокомментировал предложение СПЧ председатель комитета по уголовному законодательству Павел Крашенинников («Единая Россия»), добавив, что поправки к президентскому проекту будут носить юридико-технический характер. «По поводу применения амнистии к тем делам, которые уже начал рассматривать суд: судья должен вынести постановление и прекратить дело. Я согласен, что нужно внести поправку лингвистического характера, чтобы не получалось так, что попавшее в суд дело доводили до приговора при амнистии», – прокомментировал Крашенинников. Что касается ст. 159, то первая и вторая ее части (мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору, и хищение чужого имущества путем обмана) подпадают под амнистию, а это те, по которым чаще всего «душат» бизнес, а не подпадают только тяжкие преступления, подчеркнул депутат. По его словам, в комитете также есть понимание, что нужно сделать такую оговорку: амнистия не должна распространяться на мужчин и женщин, имеющих несовершеннолетних детей или детей-инвалидов, если они совершили преступления в отношении своих детей или несовершеннолетних.

По Конституции амнистию должна объявлять Госдума и то, что ее вносит президент, у которого нет таких полномочий, лишний раз говорит о том, какую роль играет парламент, считает профессор Высшей школы экономики и член СПЧ Илья Шаблинский. «Никакой специальной идеи у Госдумы заранее не было, их функция заключается в том, чтобы проштамповать проект», – уверен он. СПЧ готовил свою версию, но в итоговом тексте, написанном администрацией, многое из этих предложений исчезло, жалуется Шаблинский: «Вся 159-я статья у нас входила с оговорками, ведь есть случаи, когда нет ущерба и нет потерпевших, – почему бы их не включить в амнистию? Административная амнистия – это новаторское предложение СПЧ, такого еще не было. Таким образом, мы бы помогли тем, кто лишен прав на несколько лет, а их очень много».